— Моя мама — Галина Николаевна Сычева, учительница начальных классов ростовского физико-математического лицея № 33. Наверное, для многих людей учитель начальных классов ассоциируется с упрощенным «вариантом» педагога. Престижнее иметь, предположим, какие-то должности, быть директором школы. А моя мама — очень хороший, самодостаточный учитель начальных классов, удостоенная звания заслуженного учителя России.
Я не могу представить маму другой. Она - очень красивая женщина. Причем не столько сохранила красоту, сколько приобрела ее со временем. Несмотря на свои 76 лет, она очень хорошо выглядит, носит элегантную одежду, ходит в обуви на высоких каблуках. У нее всегда уложены волосы, а на лице умеренный макияж. Когда я на нее смотрю, испытываю чувство восхищения. И радость — у меня есть шанс быть на нее похожей. Мама — моя лучшая подруга. Особенно сейчас, когда она думает и поступает очень просто, без каких-то расчетов, не из желания нравиться. Просто — не значит «упрощенно». Нет, это означает органично, естественно. Пожалуй, это то качество, которое мне бы хотелось иметь в наследство от мамы.
Она каждый день встает очень рано, идет в лицей и до вечера работает в двух начальных классах. С одной стороны, можно подумать, что такова потребность школы: не хватает молодых учителей, поэтому загружают педагогов старшего возраста. Но на самом деле это не так. Моя мама настолько фанатично предана школе, воспитанникам, с которыми она общается, что к ней тянутся люди, родители. Она сама себе с радостью установила такой график.
С ней очень сложно ходить по городу. Потому что ее все время кто-то останавливает: «Здравствуйте, Галина Николаевна! Мы поступили в университет». «Мы» — имеется в виду дочь или сын родителей, дети которых учились у мамы и уже закончили школу. Или: «Вы знаете, мой сын работает...» Далее следует рассказ о том, где и кем трудится бывший мамин ученик. Она может гордиться не только своей востребованностью, но и, конечно, результативностью работы. Я не люблю слово «успешный», оно какое-то западноевропейское и предполагает выпячивание личного «я», но в данном случае можно сказать, что дети, которые учились у моей мамы, нашли себя. Они не были обделены ее вниманием, чем-то унижены, не чувствовали школьного давления. Она никогда на них не кричала.
Я прошла через все ее учительские годы как дочь, а теперь уже и как коллега. Когда-то мама хотела, чтобы я стала учителем. Я же планировала учиться в консерватории. Мама никогда не ограничивала мою свободу выбора. Не говорила, что мне не надо делать того, что бесперспективно или будет ущербно для семьи. Мама всегда была на моей стороне — человека, который ищет себя. Когда я закончила училище искусств и консерваторию, совершенно неожиданно, уже на семейном уровне, передо мной встал выбор: посвятить себя певческой карьере или спокойной семейной жизни с мужем, ребенком. И тогда я выбрала преподавательскую работу. Никто меня не заставлял это делать, но сейчас я понимаю, что это получилось как-то естественно. Никогда в моей жизни никто не говорил, как мне надо поступать. Не было никаких догматических требований, которые не обсуждались, ни со стороны отца, ни со стороны мамы. Но было нечто такое, что заставляло меня быть совестливой. Мама никогда меня ни в чем не упрекала, никогда не спрашивала об оценках. Но я не могла учиться плохо, потому что мама — учительница, да еще какая!
Она научила меня дорожить некоей внутренней точкой опоры, что ли. Опираться на свой собственный резерв и действовать. Как это получилось, не знаю. Она показывала своим примером. Сейчас, когда она загружена в две смены, приходит вечером домой, садится за компьютер и пишет учебно-методические пособия, касающиеся всей начальной школы. Это книги по математике, русскому языку, чтению, всевозможные энциклопедические справочники... Их у нее — 68. Они переиздавались много раз. Кто-то, читая эти строки, наверное, подумает: «Это же ужасно! Пожилой человек и так много работает». Но знаете, когда я вижу ее глаза в день выхода новой книги, в день выпуска своего класса, я понимаю — это ее счастье.
Мама прожила с моим отцом 24 года. Это был счастливый период. У нас была очень дружная семья, в которой никто и никогда не выяснял, кто в ней первый. Но всегда было понятно, что первым являлся папа. И пока она была женой — а она была идеальной женой — успевала заниматься домом и работала в школе. Когда папы не стало, он умер в 57 лет, ее слез не видел ни один человек, кроме нашей семьи. Никто из коллег мамы не знал, как ей было трудно. А трудно на самом деле было. И она ринулась в работу — преподавание, а потом книги помогали пережить горе…
Вот такая у меня интересная мама.