— Финансировать стоит скорее прикладные исследования, чем теоретические. И ученым надо заранее думать о том, какое применение найдут их исследования на практике. Чтобы вложенные средства окупались. Все – таки эти деньги и из моего кармана тоже, как налогоплательщика.

Юрий Степнов, предприниматель

— Бюджет, конечно, увеличивать надо, но с умом. На мой взгляд, направлять деньги надо не только на исследования, но и на решение проблем, которые есть в научной среде. Во-первых, это «старение» кадров. В науке совсем мало молодежи, которой сам Бог велел творить будущее. Основная масса ученых — люди, которым далеко за 50. Значит, финансы надо направить на привлечение молодых умов, удерживать их не только высокими зарплатами, но и возможностью карьерных перспектив. Во-вторых, нужны изменения в системе образования. ЕГЭ — не показатель знаний. Чаще всего это воля случая и не всегда самые умные сдают текст успешно. Насколько я знаю, сейчас многие вузы просто «охотятся» за успешными студентами. Потому что хороших кадров в науке не хватает. В -третьих, это государственная поддержка науки. Если США увеличивают вложения в научные исследования до 3% ВВП, то у нас этот показатель составляет примерно 1%. С учетом же разницы ВВП двух стран получается, что на российскую науку идут мизерные суммы.

Константин Демчев, преподаватель

— Науку поддерживать надо. Раньше мы гордились нашими космическими достижениями, российские ученые получали Нобелевские премии, были у всех на слуху, перед ними преклонялись, а теперь что? Вот вы с ходу можете назвать современных ученых? А советских, уверен, многие назовут. Королев, Туполев, Чижевский, Вавилов, Капица, Ландау… Перечислять имена можно долго. Сколько наукоградов было до перестройки… А потом мы, как всегда, все разрушили до основания. Теперь к ученым отношение как к чудикам не от мира сего.

СМИ тоже во многом виноваты. Об ученых пишут только специализированные журналы, они словно оторваны от общества и живут своей жизнью. Больше пишите о талантливых людях, об их разработках, поддерживайте словом молодых ученых. Чтобы молодежь стремилась в науку и совершала новые открытия.

Эльвира Аджанян, доцент

— Прежде чем увеличивать бюджет, надо довести до ума то, что уже создано. Существуют же наукограды с готовой инфраструктурой, учеными, которые ждут не дождутся, когда на их труды обратят внимание. Вместо того, чтобы заниматься ими, мы вдруг начинаем вкладываться в какие-то новые идеи, строить непонятные Кремниевые долины. А потом недоумеваем, куда же уплыли бюджетные денежки.

Олег Васильев, звукорежиссер

— В советские годы профессура входила в прослойку наиболее обеспеченных граждан. А потом недофинансирование науки привело к массовому исходу наиболее перспективных кадров за рубеж. Получают наши ученые в пять — восемь раз меньше, чем в развитых странах. И продолжают уезжать. Если правительство начнет нормально финансировать науку, может быть, ситуация изменится. Хотя вряд ли. Слишком многое упущено.

Елизавета Ильченко, преподаватель

— Полагаю, что для того, чтобы вывести науку в стране на новый уровень, одних денег недостаточно. Много что нужно делать не одними только деньгами. Нужны революция в научной среде и изменение отношения к ученым в обществе. Разовые выделения средств — деньги на ветер. Нужны долговременные программы. Только в этом случае мы сможем по уровню развития и поддержки науки выйти на показатели ведущих западных университетов.

Александр Ветров, аспирант

— На ваш вопрос давным–давно ответил Фрэнсис Бэкон. В 1605 году он написал трактат «О значении и успехе знания», где отмечал: «Ежели кто-то считает философию и общие науки праздным занятием, то он забывает о том, что именно они служат ремеслам и питают их». В этом трактате Бэкон призывает короля Якова оказывать финансовую помощь университетской науке, объясняя, что: 1) только государство способно ее финансировать, 2) именно из фундаментальной науки вырастают новые технологии и 3) новые технологии обеспечивают экономический рост. Таким образом, именно ему принадлежит авторство «линейной» модели экономического роста: государственное финансирование - фундаментальная наука - прикладная наука - экономический рост.

Дмитрий Шведов, доцент

Итоги опроса

111.jpg