Один из вопросов повестки дня заседания Совета директоров педагогических колледжей Южного и Северо–Кавказского федеральных округов касался Концепции поддержки развития педагогического образования.

— На какие проблемы в документе было обращено внимание?  спрашиваю председателя совета, директора Донского педагогического колледжа доктора социологических наук, профессора Олега Степанова.

— На роль учителя в образовательном процессе. В концепции сказано, что «качество школы не может быть выше качества работающих в ней педагогов». Это значит, что улучшение качества работы школы невозможно без повышения уровня подготовки учителя. Однако из документа неясно, каким образом предложенные варианты поддержки развития педагогического образования будут осуществляться? Также непонятно, когда эти «вариативные подходы» будут облачены в документ, который обретет, условно говоря, формат руководства к действию. Пока мы видим пожелания...

 Система образования сегодня критикуется педагогами, родителями...

— И не только критикуется. В обществе широко обсуждаются проблемы образования и выдвигаются проекты его модернизации, но нормативная и методическая база для их внедрения на уровне государства разработана слабо. К подготовке учителей, тем не менее, предъявляются высокие требования. Но как должна выглядеть система профессиональной подготовки, какие иметь уровни и содержательные ориентиры, на сегодняшний день ни один нормативно–правовой документ, включая концепцию, не говорит. А в школу дети приходят сегодня. И готовить учителя приходится на уже наработанном опыте, методах. Конечно, никто не сомневается в необходимости внедрения инновационных процессов в систему профессиональной подготовки учителя, но и отношение к традициям, сложившимся в образовании, на наш взгляд, должно быть бережным.

Педагогические училища, а сегодня это колледжи, на протяжении века готовят практико–ориентированного учителя. И как показывает опыт, этот тип учебного заведения очень востребован. Скажу о нашем колледже. Ежегодно дошкольные учреждения, общеобразовательные учебные заведения Ростова и области пополняются более чем
500 наших выпускников. Особенно популярна заочная форма обучения. Достаточно сказать, что в этом учебном году заочное отделение окончили 239 человек. Педагогические специальности  различны: «дошкольное образование», «преподавание в начальных классах», «социальная педагогика», «физическая культура». Среди нынешних выпускников  воспитатели, учителя начальной школы, тренеры, имеющие высокие спортивные достижения, и даже орденоносцы — многодетные матери. Именно этих учителей можно смело назвать реальным кадровым потенциалом регионального образования, так как все они работают по специальности.

 Кстати, наша газета рассказывала о таких специалистах.

 «Наше время» всегда относилось к проблемам образования с особым вниманием и пониманием. В последнее время в СМИ уделяют значительное внимание дошкольному образованию. Пишут о нехватке мест, об электронной системе их распределения, о строительстве, оснащении детских садов импортной мебелью... Но редко  о воспитателях, о том, как им работается с «новыми» детьми, в соответствии с новыми федеральными образовательными стандартами. Дошкольное воспитание «превратилось» в дошкольное образование. В концепции, которую мы обсуждали, об этом даже не упоминается. А ведь дошкольное образование —  первая ступенька на пути к школе. В эти майские дни в Казани студентка нашего колледжа Елена Баглачева стала победителем Первого Всероссийского конкурса профессионального мастерства World Skills Russia в номинации «Воспитатель детей дошкольного возраста». Но о поддержке воспитателей в документе ни слова.

Однако в концепции подготовке учителей в системе среднего профессионального образования уделено мало внимания.

— Действительно, место и роль СПО педагогического профиля в документе не определены. И члены Совета директоров педколледжей обратили внимание на эту несуразность. Дело в том, что в последние годы проблемами СПО педагогической направленности занимаются только органы управления образования субъектов федерации. Они предпринимают все усилия для поддержки и развития системы подготовки учителей. Однако это не означает, что в России не должно быть органа, координирующего развитие педагогического образования в целом. А Министерство образования и науки РФ не имеет в своей структуре даже хотя бы одного специалиста, координирующего деятельность учебных заведений педагогического профиля в России. В работе Совета директоров педагогических колледжей ЮФО и СКФО уже 9 лет не принимает участие ни один представитель федерального министерства образования. Более того, в составе рабочей группы по институциональным изменениям в педагогическом образовании, созданной при минобре, нет ни одного представителя педагогических колледжей России.

— Вы меня удивили.

— Мы и сами удивляемся. Поэтому участники Совета педколледжей ЮФО и СКФО отметили необходимость воссоздания в российском Министерстве образования и науки департамента педагогического образования и кадровой политики в образовании, который бы координировал работу учебных заведений, готовящих кадры для системы образования России, независимо от их принадлежности к субъектам Федерации. Нельзя игнорировать проблемы педагогического СПО… В связи с этим мы направили письма в адрес профильного министерства, комитет по образованию Госдумы, в органы управления образованием субъектов ЮФО и СКФО. Также свои замечания и предложения по концепции мы направили в Министерство образования и науки России. Надеемся, что они будут учтены.