Представьте, что перед вами «веселые картинки». На одном рисунке капуста и огурец, на другом — огурец ныряет в речку, на третьем — плывет, а на четвертом — выныривает. При это капуста на каждой из картинок снимает с себя листья и все время остается на берегу. А теперь придумайте сказку «Почему огурцы бывают с пупырышками?» 

Вам помогут вопросы: «Куда пошли огурец и капуста? Что начала делать капуста? Кто нырнул первым? Почему огурец покрылся пупырышками?» Используйте слова: на речку, купаться, долго раздевалась, огурец замерз.

Сказка про огурец — не моя выдумка. Ксерокопии заданий, предназначенных для учащихся 2-го класса начальной школы, принесла в редакцию мама одного из учеников. Вышеприведенный пример взят из учебника «Русский язык» А. В. Поляковой. Чтобы ответить на вопросы, поставленные в задании, детям, несмотря на их буйную фантазию, без подсказки взрослых не обойтись. Но и родителям неясно, что имел в виду автор учебника? Судя по наводящим вопросам в задании, пупырышки у огурца появились, потому что он «замерз». Тогда это противоречит вопросу, вынесенному в название сказки: «Почему огурцы бывают с пупырышками?» А бывают они с этими самыми пупырышками уж точно не от того, что «замерзли». Это зависит от сорта огурца. Но про сорт в задании — ни слова. Отсюда вывод: придуманные автором учебника вопросы вводят в заблуждение детей и их родителей. Скажете: «Так это же сказка». Сказки — это для детского сада, а для школы — задания с понятным детям содержанием, корректно сформулированными вопросами и логикой. А здесь что?

Но перейдем к литературе. В частности, к рассказу писателя В. Голявкина «Крути снежные вертя», в котором автор от лица ребенка пытается выучить стихотворение. Итак, читаю: «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя...» — орал я на весь дом. Я отложил книжку в сторону и с выражением прочел: «Кроя мглою бурю кроет, крути снежные вертя...» Что-то не то. Я начал снова: «Буря мглою...» Я вдруг забыл, что буря кроет. Я стал думать и вскоре вспомнил. Я так обрадовался, что начал снова: «Буря кроет небо мглоет...» Мглоет? Что это такое? Мне стало не по себе. Такого, по-моему, не было. Я поглядел в книжку. Ну, так и есть! Мглоета нету! Я стал читать, глядя в книжку. Все получалось, как в книжке. Но как только я закрыл книжку, я вдруг прочел: «Утро воет могилою...»

Ради чего на протяжении всего рассказа автор «мглоет» мозг детям? Чтобы они не зубрили, а учили стихи? Вот такой вывод у этого, так сказать, произведения, размещенного в учебном пособии «Литературное чтение» В. Лазаревой. И на таких «шедеврах» учатся второклассники…

А вот учебник «Математика» Л. Петерсона. Приведу один пример: на острове «Ро-ко-ко» только 3 буквы: р, о и к. В словах они не могут повторяться. Сколько различных слов есть у жителей этого острова, если все их слова — двубуквенные?

Глупость, говорите? Но такую, извините, глупость дети изучают на уроке математики. А вот — задания в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир»
Н. Дмитриевой и А. Казакова. Возьмем, к примеру, практическую работу, в которой ученику нужно определить, что произойдет с гранитом при изменении температуры окружающей среды. Для этого ему необходимо нагреть кусочек гранита и быстро опустить в холодную воду. Эти действия ребенок должен повторить 3-4 раза и затем сделать вывод, что происходит с гранитом от перепада температуры.

Теперь представьте себе ученика второго (!) класса, который возьмется нагревать гранит. Где он будет это делать? И что получится в результате? Хорошо, если одними ожогами дело обойдется. Может ведь и пожар случиться, и взрыв…

И напоследок, еще один «перл» из учебника «Информатика» для 4-го класса. Детям предлагается заполнить схемы состава очков и ромашки, а также придумать, как должна выглядеть «очковая ромашка». Что тут сказать? Про очковую змею знаю, а вот «очковая ромашка» - это что-то из области «инноваций». Опять же: какую цель преследует это задание, остается загадкой.

Читать, писать, решать задачи дети учатся не по любым учебникам, а по рекомендованным Министерством образования и науки РФ с грифом ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт. Обучаясь по таким «стандартным» учебникам, что запомнит ребенок, какие знания отложатся в его голове?

— Безусловно, во многих учебниках для начальной школы масса лишнего, не нужного детям, — говорит заслуженный учитель России педагог начальных классов ростовского физико-математического лицея № 33 Галина Сычева. — В них не учитывается возраст младших школьников. Что касается упомянутых вами учебников, то, конечно, они не годятся для обучения детей. Возможно, поэтому решается вопрос об изъятии «Математики» Петерсона, «Русского языка»
А. Поляковой из программы обучения. Проблема в том, что сегодня в школе обилие учебных программ. Учителя с большим стажем педагогической работы могут разрабатывать свои программы, доступные детям. Если учитель молодой, не имеет опыта, он работает с рекомендованными учебными материалами. Все они перегружены информацией, которую восьмилетний ребенок воспринимает с трудом. От этого страдают дети, родители…

...Корней Чуковский говорил: «Для детей надо писать как для взрослых, только лучше, чтобы достучаться до их сердец, потому что дети живут в другом, волшебном мире, со своими образами и логикой. Живые образы, живые интонации, «легкость пера» — вот что нужно». Слова Чуковского можно смело отнести не только к стихам для детей. Рассказы в учебниках литературы, задачки по математике, задания по информатике — все они должны подчиняться детским образам и логике. Было бы неплохо это понять еще и тем, кто пишет и составляет учебники для детей младшей школы.