Закончился первый учебный год, прошедший под знаком нового закона «Об образовании». Он принес множество изменений. Например, теперь у нас нет начального профессионального образования — исчезли профессиональные лицеи и училища.
Кроме того, отменены вступительные экзамены в ссузы. Чего ожидать среднему профессиональному образованию в будущем?Об этом говорим с заместителем министра общего и профессионального образования Ростовской области Анной Александровной ПАРШИНОЙ.
— На сегодняшний день в системе СПО у нас — 104 учреждения, которые работают по программам подготовки квалифицированных рабочих кадров, служащих и специалистов. Учебные заведения, уже повысившие статус до техникума, занимают высокие места в рейтинге. Среди них — технологический техникум сервиса в Ростове, таганрогский техникум металлообработки, волгодонский техникум дизайна, бизнеса, информационных технологий, волгодонский машиностроительный техникум…
В первую очередь мы переводим в статус техникумов те учебные заведения, у которых есть достаточная материальная и кадровая база, имеется тесная связь с работодателем и высок процент трудоустройства выпускников.
Параллельно идет процесс создания многофункциональных центров прикладных квалификаций. Они будут сформированы по отраслевому принципу. Первый из центров по направлению «автосервис и дорожное строительство» заработает с нового учебного года, то есть с сентября. Он создан на базе бывшего профессионального училища в Каменске.
Главная задача подобных центров – вести подготовку и переподготовку рабочих кадров, в основном среди взрослого населения по заявкам работодателей. Оплачивать обучение будут также они.
— Помнится, раньше среди руководителей предприятий была распространена точка зрения, что проще самим выучить работника, чем получить его от системы образования…
— С помощью многофункциональных центров прикладных квалификаций мы надеемся преломить такую позицию.
И, надо сказать, в последние годы заметно меняются взгляды самих работодателей на систему среднего профобразования. Они стали больше сотрудничать с ссузами — в том числе, и благодаря договорам социального партнерства. Только в этом году у нас, например, вдвое выросло число стипендий от работодателей…
Изменились и учебные программы. Они стали более мобильными и легче адаптируются к требованиям работодателей. Появилась также форма сетевого взаимодействия, при которой часть учебы проходит в учебных заведениях, а довольно значительная практическая часть – непосредственно на рабочих местах предприятий.
— Какие еще центры откроются в Ростовской области?
— До 2015 года появятся три центра прикладных квалификаций. Помимо Каменска, такой центр откроется в Ростове, на базе училища №8. Оно уже много лет сотрудничает с ОАО «Роствертол». На территории предприятия оборудованы учебные мастерские. Учащиеся принимают участие в производственном процессе. Ростовский центр начнет работу также с нового учебного года.
А вот Шахтинский колледж топлива и энергетики им. Степанова, также сменивший статус и преобразованный в центр, заработает в новом качестве, скорее всего, через год. Все центры создаются на базе учебных заведениий, обеспеченных общежитиями.
— Существует ли такое понятие как «региональный заказ»? Иными словами, готовят ли учебные заведения специалистов для предприятий ровно в том объеме, в котором им необходимо?
— Региональный заказ работает. Он определяет базовые параметры подготовки по тем или иным специальностям. В цифровом значении региональный заказ на этот год составляет 7275 человек на подготовку рабочих кадров и 14 тысяч на подготовку кадров среднего звена.
По отдельным невостребованным сегодня направлениям мы подготовку сокращаем или убираем вовсе. По популярным увеличиваем. Сегодня наиболее востребованные профессии связаны с сервисом, строительством, металлообработкой.
— Год назад отменили экзамены в ссузы. Что это дало?
— Значительного отсева по итогам работы первого года после отмены вступительных экзаменов мы не наблюдаем. Эта мера стимулировала приток в ссузы абитуриентов. Ведь не секрет, что основная масса поступает в вузы, в то время как рынку труда нужны рабочие руки, выпускники ссузов.
— Приходя после школы в ссуз, молодой человек словно в прошлый век возвращается. Если в школе он легко работает с интерактивной доской, то в ссузе ему зачастую предлагается учиться на явно устаревшей технике либо попросту «на пальцах»…
— Все верно. Достаточно хорошо оснастив систему среднего образования, государство долгое время почти не обращало внимание на среднее профессиональное. Но можно сказать, что ситуация меняется к лучшему.
В этом году Ростовская область победила в федеральном конкурсном отборе региональных программ модернизации профессионального образования и получит 86 миллионов рублей. Эта сумма как раз и пойдёт на обновление материальной базы учебных заведений, закупку нового оборудования и повышение квалификации преподавателей ссузов.
С 2015 года в Ростовской области заработает и пилотная программа по поддержке учреждений СПО, находящихся в сельской местности. На ее реализацию выделяется на четыре года миллиард двести миллионов рублей.
Мы надеемся, что такие финансовые вливания поднимут престиж среднего профессионального образования. Но в этом должны быть заинтересованы и сами работодатели. Почему бы им не рекламировать шире свои профессии? Вспомните, в советское время были, например, фильмы, герои которых работали монтажниками-высотниками. Привлекательность и романтичность этой профессии в глазах молодых людей была очевидна. Сегодня многие просто не знают о том, на кого можно пойти учиться. А ведь рабочие профессии часто дают возможность зарабатывать неплохие деньги.
— Однако молодые специалисты получают все равно не самые большие зарплаты…
— Наверное, так было всегда. Другой вопрос, что изменились ценовые категории, выросла инфляция. И тем не менее надо быть готовым к тому, что на стартовом этапе работы заработная плата окажется не самой большой. Однако у молодых специалистов возможны иные привилегии. Например, благодаря партнерству системы среднего профессионального образования и работодателей удается добиться того, что на некоторых предприятиях не учитывают на первых порах нормы выработки, давая возможность молодому специалисту пройти период адаптации и получать полный оклад вне зависимости от выполненной работы…
— Еще одна возможность зарекомендовать себя в качестве перспективного специалиста — конкурсы профмастерства. Они еще проводятся?
— Конечно, проводятся. Причем на самых различных уровнях. Есть и федеральные. Так, в этом году студенты донских ссузов впервые принимали участие во всероссийском чемпионате профессионального мастерства World Skills Russia. Выпускница Донского педагогического колледжа по специальности «дошкольное образование» Елена Баглачева заняла первое место в номинации «Воспитатель детей дошкольного возраста».
А по итогам российского этапа международной олимпиады «IT-планета» Ростовский колледж связи и информатики стал абсолютным чемпионом в стране. Будут представлять Россию на международном этапе в Крыму.
— Анна Александровна, в финале учебного года какую бы оценку вы поставили системе среднего профессионального образования региона?
— По содержанию образовательных программ мы входим в пятерку лучших в стране. А вот по некоторым моментам — обновление учебно-лабораторного оборудования, материальной базы — нам надо подтягиваться. Два федеральных конкурса, в которых область выиграла и получила солидное финансирование (об этом подробнее я говорила выше), позволяют считать, что перспективы у донской системы среднего профессионального образования неплохие.