Парадокс: учителя нужны, а педагогические вузы — нет
Образование на задворках?
Еще совсем недавно в Ростовской области высшее педагогическое образование можно было получить в двух профильных вузах — Ростовском государственном педагогическом университете и Таганрогском государственном педагогическом институте. Даже с вхождением педуниверситета в состав Южного федерального университета кардинальной ломки не случилось. В структуре ЮФУ существовал сначала пединститут, в 2013 году была образована академия педагогики.
Наступление на педагогические вузы началось после опубликования данных мониторинга, впервые проведенного Минобрнауки РФ в 2012 году. Согласно полученным результатам, более 70 процентов педвузов были признаны неэффективными. Правда, не из–за того, что неэффективно готовили учителей, а совсем по другим критериям. Иностранных студентов в педвузах было, например, немного. Ну, в самом деле, почему абитуриент из Финляндии или любой другой страны мира не приезжает в Россию учиться на педагога?
В «черный список» после мониторинга попал Таганрогский педагогический институт. Судьба неэффективных была предрешена: по воле министерских чиновников их должны присоединять к «большим» и эффективным вузам. Так и случилось с Таганрогским пединститутом имени Чехова. В 2013 году он стал филиалом... Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). Из названия вуза исчезло слово «педагогический»…
Однако, судя по всему, на содержании учебного процесса это не отразилось. Хотя бывший ТГПИ теперь находится в формальном подчинении РГЭУ (РИНХ), сохранены направления подготовки, остались преподавательские кадры, готовые обучать будущих учителей.
Судьба бывшего Ростовского педагогического университета оказалась намного печальнее. В мониторинге он не участвовал по той простой причине, что самостоятельным вузом на тот момент уже не был. Однако на сегодняшний день бывший Ростовский педуниверситет фактически оказался раздроблен. Сначала факультет физического воспитания выделили в отдельную академию, затем (несмотря на протесты преподавателей, выпускников и студентов) факультет лингвистики и словесности объединили с факультетом филологии и журналистики. Знаменитый худграф постепенно включили в академию архитектуры и искусств. А академию педагогики (спустя год после реорганизации) переименовали в академию психологии и педагогики. Впрочем, одним переименованием дело не ограничилось.
Как мы уже писали в материале «Преобразования в образовании» («НВ», 12 сентября), вместе с реорганизацией случилось переселение. Во вновь созданную академию включили факультет педагогики и практической психологии и факультет психологии. Все психологи Южного федерального университета теперь будут учиться в бывшем гуманитарном корпусе на Турмалиновской... Часть прежних обитателей «Турмалины» отправили в корпус на Днепровском. Далеко от центра города, фактически на «задворки»... Что же получилось в сухом остатке?
«Затыкаем» кадровые дыры
— В Ростовской области была создана, можно сказать, образцовая система взаимодействия всех педагогических учебных заведений. Она перестала действовать, — рассказывает директор Донского педагогического колледжа, председатель совета директоров педколледжей Юга и Северного Кавказа Олег Степанов. — Наши выпускники группами переходили на учебу в педагогический вуз. Сегодня контактов с бывшим пединститутом ЮФУ нет совсем. Мы не знаем, с кем теперь взаимодействовать.
Между тем, в самом педколледже не испытывают недостатка в абитуриентах. Более того, качество набора растет. В нынешнем году на специальность «учитель начальных классов» средний проходной балл равнялся 4,7, на «Дошкольное обучение» — 4,3. Принимали почти отличников. А лет шесть назад выбирать было практически не из кого: на 25 мест поступали 25 абитуриентов...
В выпускниках Донского педагогического колледжа нуждаются школы. Директора очень часто именно среди студентов педколледжа присматривают себе кадры для начальных классов. Ведь именно их не хватает: детей в первые классы с каждым годом набирают больше, а учить их некому.
Кроме того, чтобы работать в школе, по российскому законодательству нужно получить высшее педагогическое образование. Диплом колледжа, увы, такого права не дает. Но, несмотря на это, студенты и выпускники педколледжа в школе работают. По той простой причине, что других желающих не находится… Вот и приходится «затыкать» дыры.
Аграрно–педагогический. Есть и такой!
Несколько десятилетий назад, в советское время, были и педагогические десанты, и молодые педагоги в школе. Была система. Впрочем, почему была? Она и сегодня есть. В Ставропольском крае.
— На Ставрополье все педагогические колледжи края являются филиалами Ставропольского педагогического института, — рассказывает Олег Степанов. — СГПИ — вуз краевого подчинения. Создан был на базе педагогического колледжа еще до 2003 года. После закон запретил регионам создавать государственные вузы. Система, хорошо зарекомендовавшая себя в Ставрополе, работала и у нас. С той, правда, разницей, что педколледжи не являлись филиалами педуниверситета.
Радует хотя бы то, что систему среднего педагогического профобразования не тронули. В Ростовской области к ней относятся с вниманием. Все восемь педагогических колледжей сохранены.
В большинстве регионов страны наблюдается иная тенденция. Педагогических колледжей и техникумов в «чистом» виде уже нет. Они перепрофилируются. Кое–где, например, можно встретить аграрно–педагогические техникумы. Или в названии педагогического учреждения СПО появляется нечто, связанное с сервисом и туризмом.
Такое ощущение, что о среднем профессиональном педагогическом образовании забыли на уровне страны. Даже в концепции поддержки педагогического образования о нем сказано мельком и — ничего конкретного. Между тем 25 процентов студентов обучаются в педагогических техникумах и колледжах. В перспективе они могут стать хорошими студентами педагогических вузов и идти работать в школу. Учить детей, будущее страны. Но задумывается ли кто об этом будущем?