Когда в 1992 году в Ростовском дворце творчества детей и молодежи открылся городской лицей юных исследователей, думали: это учебное заведение — для одаренных. В определенной степени так и было: лицей каждый год собирал интеллектуальную элиту юношества, которую учили опытные преподаватели, в основном, Ростовского госуниверситета. Лицеем гордились. Никто и не ожидал, что придут иные времена, и лицей будет встречать свой последний день...

Здесь тянулись к знаниям

«Последний день лицея» — именно так окрестили свою встречу выпускники лицея (а позднее — гимназии) юных исследователей. Она намечена на 30 ноября. После этой даты учебное заведение официально перестанет существовать...

В соцсетях выпускники выкладывают фотографии любимых преподавателей и воспоминания о том, как и чему научились и как жили в лицее. Именно жили — потому что учились с утра до вечера: занятия шли «парами», как в вузе. Но удивительное дело: после уроков домой многим даже и не хотелось. Регулярно в гимназии проводились праздники, театрализованные представления, в которых участвовали как ученики, так и учителя. Одним из самых любимых и торжественных был День лицея, 19 октября. В этот день десятиклассники приносили клятву лицеиста.

— Отвечать на вопрос «Как изменил твою жизнь лицей?» уже как-то не хочется – почему? — говорит одна из выпускниц, студентка ЮФУ, председатель совета Содружества детей и молодежи Дона Елена Помазанова. — Лицей не изменил жизнь, он стал ее отправной точкой. Занятия в лицее — не просто уроки, но и первые исследовательские работы, интерактивные семинары, поэтические вечера...

— Лицей — небо и земля по сравнению с моей школой, — рассказывает Анастасия Тоцкая, выпускница 2007 года. — Я сама просила маму перевести меня из школы в этот лицей. И не ошиблась. В школе не было реального уважения к моей инициативе, меня не видели, не замечали, там просто было не интересно получать образование.

В лицее я не была отличницей. Но его преподаватели хотели, чтобы у меня были знания. И я тянулась к ним.

Под этими словами подпишутся десятки выпускников необычного учебного заведения, созданного в Ростовском дворце творчества детей и молодежи.

Объединить не значит «растворить»

В нулевые годы лицей пережил реорганизацию. Кто-то в верхах решил, что гимназии дают гуманитарное образование, а лицеи фактически приравняли к ПТУ: профессиональные училища в одночасье превратились в профессиональные лицеи. С изменением статуса не изменилось внутреннее содержание: в гимназии юных исследователей по-прежнему давали качественное образование. Полученные знания позволяли выпускникам успешно сдавать Единый государственный экзамен. Выпускники гимназии были по-прежнему на хорошем счету: участвовали и побеждали в олимпиадах, научных конференциях школьников...

Гром грянул, когда учебные заведения Ростовской области перешли на систему нормативно-подушевого финансирования. Она предполагала выделение средств в зависимости от количества учащихся в учебном заведении. Если учебное заведение имело небольшой набор, то его в лучшем случае присоединяли к другому. Первыми удар нормативно-подушевого приняли малокомплектные школы. Одну за другой их принялись закрывать. Однако спустя некоторое время одумались: школа, пусть и малокомплектная, на селе — центр жизни. Ее закрыть — значит обречь село на постепенное вымирание... Чиновники от образования прислушались к мнению общественности: теперь к проблеме малокомплектных школ подходят бережно, часть таких школ удалось сохранить.

В гимназии юных исследователей набор учащихся был небольшим: по плану — два десятых класса. Однако в последние годы набор уменьшился . По логике нормативно-подушевого финансирования учебное заведение нужно объединять с другим.

Впервые так вопрос поставили четыре года назад и гимназии юных исследователей был предложен вариант — влиться в среднюю школу №4. Она находится на переулке Крепостном, не в центре города. Но дело не только в территориальной расположенности. В самом объединении коллектив гимназии юных исследователей хотел претендовать на главную роль. Ведь были разработаны авторские педагогические программы, да и сама система преподавания отличалась от школьной. Многие педагоги ГЮИ совмещали свою работу здесь с преподаванием в университете. Всё то ценное, что сложилось, хотелось сохранить, а не растворить в обычной школе.

Еще один вариант — с многопрофильным лицеем, что на улице Ларина, также не сработал. Гимназия юных исследователей не смогла найти общий язык со своим учредителем — городским управлением образования. Педагоги ГЮИ настаивали на сохранении опыта и наработок, накопленных за время существования учебного заведения, и опасались их утраты.

Третий вариант — слияния с 39-й школой — оказался окончательным. Чиновники из городского управления образования уверены: это пойдет на пользу обоим учебным заведениям. В 39-й были проблемы с комплектованием 10-11 классов. А за счет наработок гимназии юных исследователей могла бы быть усилена образовательная часть школы. Тем более, ее торжественно открыли после ремонта 1 сентября этого года. Школа новенькая, да и педсостав обновлен. С новым директором остались работать не все учителя. Педагоги гимназии юных исследователей уволились в полном составе и отказались переходить в школу. Тем более, что места им были гарантированы только при наличии ставок. Идею образовательного учреждения для одаренных похоронили. В школу №39 перешли единицы из нового набора ГЮИ. Да он фактически и не велся — в учебном заведении знали, что 2013-2014 учебный год был последним в его истории. Фактически объединение с 39-й школой стало закрытием гимназии юных исследователей. Ее больше нет.

«Штучный товар»

— Это утрата для российского образования. Это утрата для Ростова. И большая потеря для меня, — говорит замдекана факультета медиакоммуникаций и мультимедийных технологий, доцент ДГТУ Денис Дубовер. — Тенденция к конгломерации учебных учреждений, вливания малых форм в крупные, возможно, экономически обоснована. Но она не улучшает образовательный ландшафт. Такие заведения, как гимназия юных исследователей, должны существовать, должны давать настоящее классическое гуманитарное образование, которое становится базой для высшего образования. Уверен, что мое получение кандидатской степени стало возможным именно благодаря обучению в ГЮИ. Потому что именно здесь формировали системное мышление и умение взглянуть на любую проблему со всех сторон, ничего не упустив и копая исключительно глубоко.

— Борьба шла до последнего, — рассказывает доцент Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ Любовь Шибаева. — Мне очень жаль, что победа оказалась не на стороне гимназии. В ней работали многие вузовские преподаватели. А ведь не секрет, что школьный учитель и вузовский преподаватель — совсем не одно и то же. При механическом слиянии учителя школы вряд ли сработались бы с университетскими.

Шибаеву знают многие поколения выпускников факультета филологии и журналистики РГУ и ЮФУ. Не просто знают, уважают — за знания и мудрость, которую получали на ее лекциях. В последние годы Любовь Васильевна с интересом занималась с гимназистами. Она выпускала с ними газету, значение которой трудно переоценить. На спецкурсе Шибаевой в ГЮИ старшеклассники учились читать прессу и в итоге, выросли людьми думающими и успешными. После гимназии учиться в университете им было намного проще. Как преподаватель вуза, Любовь Васильевна это замечала...

Увы, слияние небольших учебных заведений с крупными — общая тенденция российского образования. С этим наблюдением Шибаевой трудно не согласиться. С 2006 года в стране запущен процесс создания федеральных университетов. Под них выделяется огромное финансирование. Небольшие или профильные вузы вынуждены уходить под «крыло» крупных. В высшем образовании идет своеобразная «чистка»: руководители страны неоднократно говорили: много университетов в стране не нужно, не в Советском Союзе живем — масштабы страны уменьшились, а количество вузов увеличилось. Да и само понятие «университет» здорово обесценилось после девяностых. Вспомним, что в то время университетами становились поголовно все технические вузы.

Однако в среднем образовании, что называется, вместе с водой выплескивают и ребенка. Улучшая качество на бумаге, разрабатывая все новые стандарты и критерии, «вымывают» лучшее из того, что появилось. Так и случилось с гимназией юных исследователей. С ее фактической ликвидацией в донской столице уменьшилось поле учебных заведений, которые готовили «штучный товар» — интеллектуальную элиту: людей умных, творческих, любящих учиться.