Творчество как стресс
— Такое сочинение нужно было вводить с начала средней школы, чтобы мы могли готовиться. А сейчас все мысли в кучу — слишком мало времени, — говорит одиннадцатиклассница ростовской 76-й гимназии Дарья Стужук. — Вообще любознательный ученик должен читать сам, а не загонять себя в рамки. Считаю, что у сочинения больше минусов.
— Мы не были к нему готовы! — утверждает Даяна Лугарева, одиннадцатиклассница все той же ростовской 76-й гимназии.
И это, пожалуй, главный аргумент, который могут предъявить против введения сочинения. Оно свалилось на головы одиннадцатиклассников почти внезапно. Нагруженные подготовкой к ЕГЭ, те совсем не ожидали «напасти» в виде сочинения. От нынешних школьников слышны мнения, что это только лишний стресс.
«Соломку» не подстелили
На тринадцатом году жизни ЕГЭ, в 2014-м году, случился шок. Выпускники пишут неграмотно. По этой причине в нынешнем году дважды понижали проходные баллы по обязательному экзамену — русскому языку. Чтобы дети хотя бы аттестаты получили. Именно результаты ЕГЭ выпускников нынешнего года и убедили в полезности возвращения сочинения, которое когда-то писали все одиннадцатиклассники страны.
Падение уровня грамотности для страны опасно. Свою обеспокоенность этим высказал президент России. Министерство образования и науки РФ главу государства послушало и объявило о введении сочинения как допуска к ЕГЭ. Однако пошло по наиболее мягкому варианту для школьников. Мало того, что к сдаче сочинения готовятся: пишут пробные варианты, так будет еще и возможность пересдать результат — в том случае, если сочинение будет написано на неудовлетворительную оценку. К слову сказать, система оценок сочинения — недифференцированная: «зачет» или «незачет».
Как все было
В апробации итогового сочинения участвовало более трети донских школ. Выпускники рассуждали о творчестве М.Ю. Лермонтова, месте литературы в нашей жизни и необходимости умения сострадать. В день написания настоящей выпускной работы выбор станет шире — ребятам предложат пять тем.
Дата проведения сочинения — 3 декабря. Писать творческую работу смогут только те, кто вовремя подал заявление — не позднее, чем за две недели до даты проведения сочинения (изложения). Если школьник по каким-либо причинам не может подать заявку лично, то за него это могут сделать родители или уполномоченные лица по доверенности.
В отличие от единого государственного экзамена, сочинение будет проходить в «родных стенах»: ученики остаются в своих школах. Что касается выпускников прошлых лет и участников с ограниченными возможностями здоровья, то для них место сдачи итогового сочинения определяет министерство общего и профессионального образования.
Министр общего и профессионального образования Лариса Балина говорит о том, что сделано все возможное для того, чтобы результаты творческой работы были максимально честными: «Тему сочинения ребята смогут узнать только за 15 минут до начала проведения итоговой работы. Кроме ручки и паспорта, ничего больше брать с собой нельзя. Конечно, при необходимости можно взять лекарства и что-нибудь перекусить. И, безусловно, строго запрещено иметь при себе телефоны и любую другую технику — в этом проведение финального сочинения не отличается от единого экзамена».
Творить выпускники смогут в течение 235 минут, это почти четыре часа. Для ребят с ограниченными возможностями здоровья время написания сочинения (изложения) увеличивается на полтора часа.
Авторам лучших работ могут прибавить до 10 баллов к имеющимся результатам единого госэкзамена.