В Ростове прошел VII Всероссийский форум-фестиваль «Мир Кавказу».


В этом году к участникам из Южного федерального университета — организатора мероприятия — присоединились студенты и преподаватели Северо-Кавказского и Крымского федеральных университетов.

На пленарном заседании говорили о формировании общероссийской гражданской идентичности, воспитании патриотизма, налаживании коммуникаций между студентами вузов Юга России.

Кавказ надо не просто знать, но и любить

«Чтобы понимать Кавказ, недостаточно его изучить, его еще надо любить», — процитировал в своем докладе академика Жданова ректор Адыгейского государственного университета Рашид Хунагов. — Сегодня нам очень не хватает знаний друг о друге, отсюда порой и непонимание». По словам ректора, российское общество не во всех случаях имеет объективную информацию о реальных проблемах северокавказских этносов и зачастую воспринимает их через призму карабахского, чеченского и других конфликтов. Рашид Думаличевич подчеркнул, что в XIX веке именно русская классическая литература, русский язык формировали кавказский имидж, открывали миру традиционные ценности кавказской культуры, понимание смысла свободы, справедливости. Сегодня северо-кавказский регион можно характеризовать как исторически сложившуюся, сложную, саморазвивающуюся систему, динамический характер которой проявляется как в процессе консолидации общества, так и в его разногласиях. Ситуация осложняется тем, что новая российская национальная идентичность находится на стадии становления и пока не стала доминирующей, образ россиянина остается непроясненным в сознании людей.

Русский — это кто?

«Говорить об общероссийской идентичности довольно сложно, — сказал в своем выступлении директор института переподготовки и повышения квалификации ЮФУ доктор философских наук, профессор Юрий Волков. — Прежде всего потому, что сложно понять содержание смысла «русская нация». По данным ВЦИОМ, 36 % россиян соотносят с понятием «русский» носителя русской культуры, 16 % — с происхождением и по крови, 14 % — с родным русским языком, 11 % — с честным трудом на благо России, а 10 % - те, кто считает себя русским. Все эти критерии достаточно ограничивают численность российской нации».

Впервые трактовка сугубо русскости, русского народа была дана в декларации XVIII Всемирного русского народного собора: «Русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой духовной национальной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа». Как отметил Волков, в глобальном мире Россия способна стать ядром специфической цивилизации, центром притяжения для стран с близкой ей культурой.

Значительную часть постсоветского периода в обществе формировались стереотипы по несовместимости кавказского менталитета и культуры с демократизацией в России. Эти предрассудки основывались на трагедии чеченского кризиса, терактах начала 90-х, миграционных процессах. «Однако исторический опыт, современные социальные процессы говорят об ином, — сказал Волков. — Северный Кавказ более 200 лет развивается в составе России. Наряду с многообразием этнических культур у всех нас общая историческая судьба, общее культурное российское ядро и общее будущее».

Дороги, которые мы выбираем

О Крыме в контексте национальной безопасности рассказал доктор социологических наук, профессор Крымского федерального университета Виктор Чигрин. Еще в 2005 году социологи вуза проводили исследования, и уже тогда почти 40 % населения выражали свои симпатии России, и всего 1,9 % дистанцировались от России и держали курс на Европу. По результатам опроса 2013-го, почти 50 % населения Крыма стремились к тому, чтобы войти в состав Российской Федерации. В немалой степени этому способствовало проникновение на юго-восток Украины, в том числе в Крым, групп «Правого сектора». Виктор Александрович отметил, что ментальность, особенности крымчан достаточно непростые. Республика Крым является одним из наиболее населенных регионов с традиционно развитыми отраслями производства, сельского хозяйства и такими специфическими отраслями, как мореходство, рыболовство и рыбообработка, туризм, санаторно-курортное обслуживание. Крым обладает сложной социальной инфраструктурой, которая весьма чувствительна к кризисным явлениям. Если снижается поток туристов, люди, работающие в сфере услуг, занимающей значительную долю в инфраструктуре полуострова, теряют в заработке. Это приводит к огромному количеству социальных проблем, с которыми сталкивается регион в целом. Естественно, эти проблемы проявляются и воспринимаются людьми по-разному. Что и подсказали последние выборы в местные органы власти. Часть проблем, касающихся взаимодействия культур, языков, конфессий, украинские власти за 23 года независимости страны так и не решили. В результате сегодня в некоторых этнических группах населения Крыма находятся те, кто выступает с крайне националистических позиций и видит превращение своих народов в главный этнос полуострова. Тем не менее, по проведенному в начале сентября опросу, воссоединение с Россией крымчане в целом оценили положительно. Больше половины опрошенных считают, что ситуация в Крыму изменилась к лучшему: стало больше порядка, справедливости. Кредит доверия к центральной, местной власти составил 70 %. Однако 20 %
респондентов, потерявших от связи с Россией большую часть недвижимости, заработок, выразили недовольство. «К сожалению, сегодня на Украине потеряна гражданская идентичность, — сказал Виктор Александрович. — И я с радостью воспринимаю, что эта идентичность сохранилась у нас. Процесс вхождения Крыма в Россию не сиюминутный, а требующий времени.
Он включает новые страницы исторической памяти».

Видео Владимира АПАРИНА