Международная научная конференция, завершившаяся в Китае, подтвердила — научные обоснования для строительства сверхскоростной железнодорожной линии по пути стратегического проекта «Экономический пояс Великого шелкового пути» будут давать ученые из китайского университета города Ланьчжоу и российского ЮНЦ РАН из Ростова.
Однако прежде, чем создавать проект, следует просчитать все риски строительства, поскольку путь проляжет по прежнему маршруту через проблемные – в силу своих природно-климатических особенностей — территории.
Это и стало предметом обсуждения на международной научной конференции в университете китайского города Ланьчжоу, где своими мнениями обменялись ученые Китая и России. С российской стороны в мероприятии участвовали председатель ЮНЦ РАН академик Геннадий Матишов и профессор Алексей Величко из института географии РАН.
Академик Матишов выступил на конференции с докладом об изменении климата и природного ландшафта на примере Европейской части России, где планируется провести одну из ветвей нового экономического коридора.
Главным посылом его доклада стал тезис о непрерывной изменчивости планетарного климата под воздействием целого ряда различных факторов.
— Эволюция климата определяется параметром земной орбиты, изменением метеорологического режима, деятельностью человека и рядом других факторов, — считает академик Матишов. — Зная, как климат менялся на протяжении последних миллионов лет, и учитывая цикличность климата, можно строить прогнозы на будущее. Азовское море — прекрасный объект для изучения палеоклимата. В своих исследованиях ученые нашего ЮНЦ РАН уделяют ему большое внимание, потому знают, что морские отложения, накапливающиеся на дне Азовского моря, несут в себе информацию об изменениях физико-географических условий не только Азовского побережья, но и юга Восточно-Европейской равнины в целом.
Профессор Янг Тайбао из университета Ланьчжоу также, заглядывая в прошлое, видит будущее:
— Начиная с малого ледникового периода, глобальный климат Земли находится с стадии потепления, которое весьма сильно влияет на климат Центральной Европы. Вдоль маршрута Великого шелкового пути существование и процветание оазисов было возможным благодаря воде, поступавшей с ледников Центральной Азии. Однако под влиянием тепла ледники все время сокращаются, что ставит под угрозу целый регион, который может остаться без воды. А поскольку тенденции потепления и засушливости климата усиливаются, как усиливается и влияние антропогенного воздействия, то все эти факторы необходимо учитывать, когда речь идет о создании такого амбициозного проекта, как возрождение транспортного коридора, которым планируют связать Китай и Европу.
На конференции в Китае ученые обменялись лишь первыми мнениями. Предстоит и второй этап обсуждения темы. Решено, что пройдет он в Ростове будущей весной, когда китайские коллеги приедут в гости к ученым ЮНЦ РАН, чтобы продолжить совместную работу по новой научно-исследовательской программе. Предполагается, что она включит в себя ряд проблем, которыми интересуются обе стороны — сравнение климатических и ландшафтных изменений на территории юга России и Китая, изучение экосистем региона, прогнозы на дальнейшее развитие климата на интересующей территории и ряд других тем.