Все началось с оползней. Несколько лет рядом с поселком Головинка Краснодарского края время от времени оползни нарушали движение поездов. Предсказать, когда очередной «подарок» сползет на железнодорожное полотно, невозможно. Деньги из-за сбоев в железнодорожном сообщении СКЖД теряла солидные, да и постоянный ремонт и расчистка путей тоже требовали средств.

Что делать в такой ситуации? За помощью обратились к ученым Ростовского государственного университета путей сообщения: нужно было какое-то устройство, которое могло бы предупреждать о возможных оползнях заранее.

Виктор Явна, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой физики посоветовал заняться проблемой своему ученику - Александру Кругликову. Александр готовился к защите кандидатской диссертации, и тема его работы оказалась созвучна задаче, которую предстояло решать. Кругликов изучал влияние влажности земляного полотна на устойчивость железнодорожной насыпи при движении поезда. Ряд научных положений из своей диссертации ученый взялся воплощать в жизнь. За два года он разработал алгоритм информационно-телекоммуникационной системы мониторинга железной дороги. А еще через год система была полностью готова к монтажу, и на 1972-м километре перегона Мацеста-Хоста Северо-Кавказской железной дороги был установлен ее опытный образец.

- В комплекте датчиков, которые контролируют состояние полотна и динамические нагрузки, возникающие при проходе поезда, есть так называемый «струнный датчик», - рассказывает доцент кафедры «Изыскание, проектирование и строительство железных дорог» РГУПСа А.Кругликов. – Если на участке дороги откос начинает деформироваться, струна рвется, и система выдает предупреждение об опасности.

Сведения с датчиков и данные системы видеонаблюдения поступают в пункт обработки информации, расположенный рядом с объектом, а потом – на пульт дежурного по станции. Здесь уже идет анализ полученных данных, смотрят, какие отклонения от обычных характеристик появляются при движении. Соответствующие сигналы потом идут по всем информационным каналам железной дороги.

Кроме мониторинга, разработанная и внедренная Александром Кругликовым система выдает и прогноз состояния полотна. Скажем, на участке железнодорожного пути пролегают грунтовые воды, постепенно изменяя свойства грунта. И это нужно учитывать при расчетах устойчивости откосов.

- Мы можем «оздоровить» земляное полотно, - говорит Александр. - Допустим, осуществить целенаправленный отвод воды. Но как оно поведет себя в дальнейшем, без постоянного мониторинга предсказать нельзя. А наша система как раз позволяет осуществлять непрерывный мониторинг и предупреждать о тех или иных чрезвычайных ситуациях. Ею можно оснастить любые объекты железной дороги и следить за их техническим состоянием.

В мире существуют аналоги созданной учеными РГУПСа телекоммуникационной системы мониторинга железнодорожного пути. Но такого комплекта датчиков и такой точности прогноза у этих аналогов нет. В других системах не учитывается и динамическая составляющая: проще говоря, движение поездов в расчет не принимается. Система же, придуманная Александром Кругликовым, в автоматическом режиме подает сигналы: «норма», «внимание» и «опасно», подсказывая машинисту, с какой скоростью вести поезд по опасному участку пути.

Кстати, разработанная Александром система подходит для мониторинга не только железных, но и автомобильных дорог.