В 2007 году фонд «Общественное мнение» провел опрос, посвященный проблемам школы. Из 1500 опрошенных респондентов больше половины (55 %) отметили, что учиться в школе стало труднее, чем лет 20 назад. В числе основных причин опрошенные назвали слишком сложные, «навороченные» программы, чрезмерную учебную нагрузку, обновление учебных программ, учебно-методические нововведения, появление новых предметов, а также большие нагрузки. 

Со времени опроса прошло восемь лет, но, похоже, тенденция сохраняется. «Нагрузки сумасшедшие, – говорит Инна, мама четвероклассника. – Ребенку приходится нелегко, но сын старается. Он понимает, что тот багаж знаний, который он осваивает сегодня, потому ему очень пригодится».

Павлик – сын Инны – в школе почти отличник. Помимо уроков, занимается в судомодельном кружке, музыкой, ходит на фехтование. На мой вопрос «Зачем же так загружать ребенка?» Инна ответила, что так заняты почти все дети. 

С тем, что дети загружены, согласны и другие родители. У Марины сын-шестиклассник. Она считает, что одна из проблем сегодняшней школы – учебники. «К примеру, учебник математики рассчитан скорее на студентов вузов, чем на учеников, – говорит она. – Причем сложность задач не отрицают и сами учителя».

По словам Марины, на решение задач у ее сына уходит много времени. Это притом, что у него еще есть домашние задания по другим предметам. В школе ее сын изучает еще два иностранных языка, на которые тоже требуется время. А еще факультативы, спортивная секция. Как тут все успеть? 

Что уже говорить о старшеклассниках. Уже с 10-го класса родители нанимают для детей репетиторов, а это дополнительная нагрузка. Ведь количество домашних заданий не уменьшается, а, напротив, увеличивается. И требования педагогов только повышаются. К тому же нужно много времени потратить на то, чтобы составить портфолио, за которое при поступлении в вуз можно получить дополнительные баллы. Поэтому старшеклассники просто вынуждены участвовать в различных конкурсах, мероприятиях, олимпиадах. На отдых времени не хватает. 

Родители считают, что больше всего трудностей у детей связано с большим количеством домашних заданий, на их выполнение у многих уходит в среднем 3 – 4 часа, еще полтора часа на репетиторов, с которыми дети занимаются, как правило, два раза в неделю. На подготовку к занятиям у репетиторов уходит еще 2 – 3 часа.

Большие претензии у родителей и к школьной образовательной программе в целом. Вот лишь некоторые мнения: «Школьную программу надо менять кардинально. Нужно, чтобы ее составляли высокопрофессиональные педагоги, а не кабинетные работники». «Очень много информации, часто совершенно ненужной. Школьную программу разрабатывают научные работники, которые зачастую в школе не работали. Вот у нас и получается, что физику в школе дети учат, а, к примеру, утюг починить, разобраться в радиоприемнике никто практически не может. Умнее от такой учебы мало кто становится. Учителя пытаются детям вбить в голову массу информации, порой ненужной, а результат от этого невелик». 

Нагрузки, сложности школьного обучения родители связывают с отсутствием единой школьной программы, большим количеством учебников, многие из которых – низкого качества, непонятные ученикам, а также с ЕГЭ. Они надеются, что с открытием Министерством образования и науки РФ портала, где родители и ученики могут высказать свое мнение об учебном процессе и, в частности, об учебниках, их мнения дойдут до авторов нововведений в образовании.