Почему ученики скучают на уроках? Так ли уж загружены они в школе, или это неумение родителей организовать их подготовку к урокам и отдых? На самом ли деле школьная программа всех заставляет хвататься за голову? Что в ней не так? Над этими вопросами задумываются не только родители...

Коллаж Андрея Краснокутского.

В этом году внучка нашей читательницы Ольги Поповой пошла во второй класс. Занимаются дети по программе «Перспектива». С этого года у них началось изучение иностранного языка. Первое задание, которое нужно было выполнить детям, - пропеть песенку, текст которой размещен на английском языке на первой же странице учебника. Песенка, в общем-то, простая. «Но как можно требовать от детей пропеть эту песенку, если они еще не знают букв английского алфавита, не говоря уже об отдельных словах, - пишет нам Ольга. - Хорошо еще я, окончившая школу почти 50 лет назад, что-то помню из английского. А вот мама моей внучки, например, знает только немецкий язык и помочь своему ребенку в изучении песенки ничем не может. Так для кого это задание?..»

Или вот еще. Классу, в котором учится внучка Ольги, учитель задал решить задачу по математике: чтобы получить ответ, требуется произвести арифметическое действие - деление, а второклассники его еще не проходили. А недавно учительница провела диктант с использованием сложных по правописанию слов типа «асфальт», но до этого детям, опять же, ни разу не объяснили и не показали, как пишутся эти слова. В итоге весь класс получил двойки и тройки. «Вот у меня и возникает вопрос: что же это за программы такие в школе? - спрашивает Ольга Анатольевна. - Не пора ли в них что-то менять?»

У Людмилы Федоровой - другая проблема. Ее дочь пошла в школу, научившись читать и считать. Поэтому учеба в школе никаких трудностей у нее не вызывает. Сейчас девочка учится в третьем классе. Ходит на факультатив по шахматам и по психологии. На уроках выполняет классную и домашнюю работы за двадцать минут, а вот остальное время скучает. «И это меня тревожит больше всего, - признается Людмила. - Я считаю, что когда дети только поступают в школу, нужно формировать первые классы, разделив их на тех, кто уже подготовлен к школе, и ребят, которые в процессе учебы требуют больше внимания со стороны учителя. Тогда на уроках тем, кто легко усваивает школьный материал, скучать не придется».

С мнением Людмилы Федоровой согласна и восьмиклассница Анастасия из Белой Калитвы: «Было бы шикарно отделить тех, кто стремится к знаниям, в одни классы, а тех, кому «не до учеба», ходят в школу, чтобы только списывать, - в другие. Тогда дети, которые тянутся к знаниям, будут еще лучше учиться, так как никто отвлекать и мешать не будет».

По мнению Насти, для нее и ее одноклассников одна из школьных проблем связана с учебой во вторую смену: «До занятий толком ничего не сделаешь, а после уроков приходим  домой уставшие и до поздней ночи делаем уроки, отсюда и ошибки в домашних заданиях». Настя говорит, что было бы неплохо, если бы в школе чаще проводились поездки по городам, экскурсии по историческим местам: «Потому что сейчас часть школьников не знает, когда началась Великая Отечественная война. А это уже перебор».

Анастасия - за школьную программу, по которой учатся в ее школе. В ней, как она считает, ничего менять не стоит, поскольку там нет ничего лишнего. Единственное, надо готовиться ко всевозможным конкурсам, а на них времени особо не хватает.

«Разговоры о нехватке у детей времени, загруженности в школе надуманны, - утверждает Валентина Иосифовна, мама старшеклассника. - Почему у тех, кто заканчивал школу в советские годы, времени на все хватало? Так же, как нынешние дети, учились, ходили на факультативы, занимались в кружках, сдавали нормы ГТО да к тому же экзамены, а не ЕГЭ. Скорее всего, советские дети стремились к знаниям, хотели получить высшее образование. А современные дети проводят время в Интернете, соцсетях. Куда уж тут до школьных уроков. Учатся кое-как. Вот и получается, что в вузы чаще поступают полузнайки, из которых потом выходят полуспециалисты. Кстати, мы учились по единой школьной программе на все школы страны,  и учебники были едиными для всех. И многие ведущие ученые, конструкторы, писатели вышли именно из советской школы. Поэтому за основу школьной программы надо брать осовремененный советский вариант и не тянуться за всякими болонскими системами. Толку будет больше».

Прокомментировать мнения наших читателей мы попросили заслуженного учителя России, победителя конкурса «Лучший учитель России» учителя математики Егорлыкской школы № 7 Николая Авилова:

- В любом споре или конфликте мнений истина чаще всего находится посередине. Так и в школе. Согласен, что хорошо успевающие и ответственные ученики загружены – и учебной работой, и общественной, занятиями по интересам. И в целом это хорошо. Конечно, при условии, если нет перегрузки. А перегрузку отчасти создают сами учителя, задавая ученикам необъятную домашнюю работу! Я, например, в младших классах на выходные никогда не даю детям домашние задания. Ведь математика и так каждый день в учебном расписании, и можно спланировать работу таким образом, чтобы то, что заложено в школьной программе,  было изучено в процессе уроков, а не в выходной день. На то он и выходной, чтобы ученик и его родители отдыхали. И уж совсем не понимаю коллег, которые задают задания даже на каникулы! Зачем создавать ненужную напряженность в отношениях учитель – ученик – родители.

Мне тоже приходится сталкиваться с расхожим мнением родителей, что программа по математике перегружена. Отчасти это так. Мне непонятно, зачем, к примеру, «притащили» в школу на уроки математики начало математического анализа, где изучают «на пальцах» пределы, производную и интегралы? Это традиционно изучалось на первых курсах вузов, да и сейчас это входит в вузовские программы. Зато много фрагментов и теорем элементарной математики убрали из школьной программы, а их знание необходимо при решении заданий ЕГЭ по математике. Парадокс! Но это уже не от учителя зависит и не от школы.  

Что касается учебников, то здесь, как мне кажется, полная чехарда. На волне постсоветской демократии по каждому предмету появилось несколько вариантов учебников, по некоторым – больше десятка. Право выбора оставили за учителем. Это хорошо только на первый взгляд. Многие учебники получились не совсем качественные. Часто случается, что учебник не прошел экспертизу, его запрещают использовать в школе, а он закуплен в школьную библиотеку и должен отслужить в школе 5 лет! Что у администрации школы вызывает головную боль. Я - сторонник одного учебника по предмету на территории всей России, так как это было в Советском Союзе. Это целесообразно и экономически выгодно. В таких учебниках, которые десятилетиями переиздаются, не может быть ошибок!  

Ребенок, которому все ясно и понятно, скучает на уроке... Замечательно, что такие детки-звездочки есть. Лично я таких детей загружаю на уроке решением дополнительных задач повышенной трудности, олимпиадными заданиями. Пусть пыхтят, развиваются, решая нестандартные задачи, им это интересно! Согласен, что учителю к этому нужно готовиться, подбирая соответствующие задания, у него возникают дополнительные нагрузки. Но сейчас -  обилие соответствующей литературы, есть в распоряжении интернет, где такие задания можно отыскать без особого труда. Лично я всегда радуюсь, когда у меня в классе есть такие звездочки, стараюсь им помочь. Ведь истинную радость от своего труда учитель получит, когда его ученик добьется успехов, победив, к примеру, на престижной олимпиаде. Я рад, что в моей педагогической практике такое случалось и не однажды!

Не могу согласиться с разделением учеников на классы с различной подготовкой. Считаю, что делать это в младших классах нельзя. Скажите, кто возьмется решать судьбу маленького человечка? Ты иди сюда, а ты - сюда! Пожалуй, это негуманно. Вот когда у ученика появится стремление к получению определенной профессии, то тут деление на классы различной направленности оправдано. В нашей школе при формировании 10-х классов практикуется создание в одной параллели классов различной направленности: физико-математической, социально-правовой, химико-биологической. В этих классах корректируются учебные программы увеличением учебных часов нужного направления. Ученикам и их родителям это нравится, ведь уже с этого времени ведется подготовка в вуз соответствующего профиля.  Нравится это и учителям, потому что к ним на урок приходят заинтересованные ученики, которые хотят получить нужные им знания.