Играть в баскетбол, исследовать канализационные системы, преодолевать сложные препятствия… Всему этому «учат» роботов студенты и молодые ученые ДГТУ
Фото/Видео: Ирина Хансиварова
Кому охота помимо лекций загружать голову еще и решением каких-то сложных технических задач? Только энтузиастам! Именно такие ребята собираются после занятий в ресурсном центре робототехники ДГТУ. Сюда приходят студенты со всех курсов, магистры и аспиранты, чтобы на практике применять полученные знания, параллельно осваивая программирование, конструирование, электронику. Спросите: «Зачем им учить то, что они проходят в университете?» Доцент кафедры «Робототехника и мехатроника», кандидат технических наук руководитель центра Алексей Лысенко объясняет, что, если студент учится на программиста, он знает, как создать программу на компьютере, но не факт, что он сможет сделать программу под конкретный объект.
Студенты-новички, которые приходят в центр, проходят естественный отбор – участие в разного уровня соревнованиях.
– Предположим, даем кому-то из студентов задание собрать команду из программиста, электроника и конструктора, чтобы они вместе могли спроектировать робота и заставить его работать, – продолжает Алексей. – Казалось бы, простая задача, но на деле может оказаться довольно сложной.
Одним нужна сноровка, другим – тренировка
Действительно, подобрать команду так, чтобы она за небольшой промежуток времени смогла собрать робота, не так просто. На соревнованиях, в которых студенты принимают участие, слаженная работа в команде – часть успеха. Особенно если это международные соревнования «Робокон» азиатско-тихоокеанского региона, в которых команда ДГТУ участвует уже четыре года, находясь в десятке лучших.
– С каким роботом вы выступили в прошлом году? – спрашиваю Алексея.
– Мы выступали сразу с двумя роботами, и, согласно регламенту соревнований, это были роботы-бадминтонисты. Задачей было собрать роботов, которые бы могли играть в бадминтон на поле по стандартным правилам, таким же, по которым играют обычные спортсмены, и сразиться с роботами команды-соперника.
– Кто же стал победителем?
– Как ни странно, ребята из Вьетнама, – отвечает Алексей.
Вьетнамцы берут упорством. Вначале не могли понять: как им удается вырываться вперед? Оказывается, вьетнамские студенты воспринимают роботов не как объект соревнований, а как игру:
– В их роботах все зависит не столько от сложности конструкции или замысловатой электроники и технических решений, сколько от постоянных тренировок и регулярного улучшения автоматической системы.
Одним из основных условий соревнований является показатель времени, за которое робот должен был выполнить определенные действия. Вот вьетнамские студенты и тренируются на время два месяца, отведенные участникам соревнований на создание роботов. Они настолько уверены в победе, что в перерывах между состязаниями играют в карты, в то время как их соперники из других стран пыхтят над своими роботами.
От «Робокона» к полигону…
В центре работают настоящие фанаты робототехники. Денис Хашев учится на четвертом курсе бакалавриата по специальности «инженер -мехатроник». Еще с детства мечтал конструировать механические протезы для людей с ограниченными возможностями и выбрал факультет, на котором училась когда-то его мама. Она – из первого университетского выпуска робототехников.
– Создавая роботов, мы приобретаем колоссальный практический опыт, – говорит Денис Хашев.
Прикладные разработки студентов и молодых ученых востребованы во многих областях деятельности. Некоторое время назад ребята выполнили задание на создание робота для исследований канализационной системы, устойчивого к агрессивным средам (таким, как канализация) и к тому же защищенного от них. Другая любопытная разработка была создана совместно с московской телекоммуникационной компанией «Айком Инвест».
– Это робот на гусеничной платформе, который может передвигаться по сложным поверхностям: бревнам, лестницам, – рассказывает Алексей. – Преимущество в том, что им можно управлять с помощью мобильного телефона и передавать видеоизображение через Интернет. Данная технология может найти применение в оборонной промышленности и МЧС.
Робот-разведчик был представлен в Москве на Дне инноваций министерства обороны РФ и попал в специальный выпуск научно-популярного журнала «Полигон инноваций».
– Все, что мы создаем в центре, – говорит магистрант Евгений Гаранин, – можно назвать опытно-конструкторскими работами, а дальше каждый может проводить какие-то научно-практические исследования.
В прошлом году Евгений как представитель команды центра робототехники участвовал во «Всероссийском инженерном конкурсе-2015». На конкурсе Женя показал коллективную разработку робота-баскетболиста, победившего в соревнованиях «Баскетбот-2015». Евгений и пятеро участников команды вошли в список 60 лучших инженеров России и в пятерку лучших робототехнических коллективов страны, а также были удостоены именных знаков отличия.
– Но где же роботы? – оглядываясь, спрашиваю ребят.
– Разобрали на запчасти! – хором отвечают они.
И правда, ресурсный центр робототехники – не музей роботов, а место, где их создают и учат «уму-разуму». А заодно и сами учатся.