Форум директоров инклюзивных школ нашей области прошел в Ростове на базе Южного федерального университета. Организатором диалога о развитии совместного обучения особых и нормативных детей стало министерство общего и профессионального образования области. 

Фото предоставлено пресс-службой ЮФУ

С 1 сентября 2016 года в силу вступают федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями. Сначала по ним начнут учиться первоклассники, а в дальнейшем – все школьники с ограниченными возможностями здоровья. Понятие «специальная (коррекционная) школа» должно исчезнуть. 

Уже сегодня в Ростовской области существуют школы, для которых инклюзивное образование – не пугающая недалекая перспектива, а повседневная, эффективная деятельность.

– Этот форум – прежде всего дискуссионная площадка. Сегодня мы рассказываем об уже существующих в нашей области формах организации инклюзивного образования. Говорим о трудностях и путях их решения, – отметила министр общего и профессионального образования Ростовской области Лариса Балина.

Ректор ЮФУ Марина Боровская и Лариса Балина – министр общего и профессионального образования Ростовской области.На сегодняшний день в 232 школах области созданы условия для инклюзивного образования особых детей. Они прошли оснащение по федеральной и областной программам «Доступная среда». В них не только были созданы условия физической доступности: оборудованы пандусы, расширены дверные проемы, но и закуплено специальное учебное, реабилитационное оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Практические занятия.Также у нас созданы центры, оказывающие специализированную методическую помощь в организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Например, Центр инклюзивного образования ЮФУ или Центр сопровождения инклюзивного образования в ростовской специальной школе-интернате № 48.

– Одна из основных задач на сегодняшний день – создание эффективной модели сетевого взаимодействия.  Когда в процессе инклюзивного обучения задействовано сразу несколько образовательных учреждений, которые реализуют разные компоненты. Наш центр, помимо образовательной, осуществляет еще и коррекционную деятельность для учеников других школ, – рассказала директор ростовской специальной школы-интерната № 48 заслуженный учитель Российской Федерации Раиса Ивановна Маетная.

Конкретным опытом по реализации инклюзивного образования поделилась директор ростовской школы № 81 Татьяна Корнилова. Здесь открыли ресурсный класс для деток-инвалидов. Наша газета уже рассказывала об успехах ребят из 1«Е». Министр общего и профессионального образования Лариса Балина отметила, что полгода работы ресурсного класса в школе № 81 доказали эффективность такой модели инклюзивного образования. Проект, реализуемый сегодня на благотворительные средства, в следующем году вполне может получить бюджетное финансирование.

С 2009 года в ростовской школе № 43 реализуется проект «Школа равных прав и возможностей».

– Под инклюзией не следует понимать только совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормативных ребят. В первую очередь это ориентация на индивидуальные потребности и особенности ребенка. А уж чем они продиктованы: состоянием здоровья, национальностью, вероисповеданием, способностями к обучению – не столь важно. Ведь одаренные дети, которые усваивают материал быстрее своих сверстников, – тоже особенные, – уверена директор школы № 43 Ирина Овчаренко.

Министр также подчеркнула необходимость формирования новой философии по отношению к инклюзии: «Общество не всегда готово принимать инвалидов как равных. Мы должны донести до каждого, что ограничения по здоровью не означают ограничения в социальном плане. Это касается не только детей, но и родителей, педагогов. Вместе с ЮФУ мы планируем разработку образовательных программ, которые помогут сформировать новый формат мышления в данном направлении».

Также в целях решения задачи по подготовке педагогических кадров в 2016 году Южный федеральный университет открывает магистерскую подготовку по направлению «Инклюзивное образование».