В Таганроге юные новаторы изобрели уникальный самолет 


Руководитель модельного кружка Таганрогского авиационного колледжа имени В.М. Петлякова, педагог-организатор Сергей ХАРЧЕНКО уверен: у этого самолета – большое будущее.

Его модель разработчики представили на региональном слете-конкурсе «Юные конструкторы Дона – третьему тысячелетию».

– Авиамодельный спорт – это синтетический род занятий, требующий знаний в самых различных дисциплинах, – говорит руководитель модельного кружка Таганрогского авиационного колледжа имени В.М. Петлякова, педагог-организатор Сергей ХАРЧЕНКО. – Для создания хорошей свободнолетающей модели самолета нужны знания по аэродинамике, конструкции самолета, мате­риа­ловедению, технологиям производства, радиотехнике и многое другое.

Но самый первый вопрос, который возникает: что строить? Повторение уже построенного по чертежам других людей – занятие малопривлекательное. А если придумать что-то свое и попытаться решить при этом какую-нибудь практическую задачу?! Так возникла мысль о создании модели личного самолета, призванного заменить личный автомобиль. С хорошими дорогами у нас не все ладно, а воздушное пространство до 300 метров не перегружено транспортом.

Начали с изучения имеющихся достижений. Для этого выполнили небольшое маркетинговое исследование рынка самолетов с помощью студентов отделения бухгалтерского учета. Определили основные требования к потребительским качествам будущего транспортного средства, ценовые ограничения. Выяснилось, что существующее представление о самолете-автомобиле как о некоем трансформере глубоко ошибочно.

– Словом, самолет должен быть самолетом?!

– Вот именно! Далее работу продолжили знатоки аэродинамики. Они определили оптимальную аэродинамическую компоновку будущего самолета, его основные летные характеристики. При этом основной упор был сделан на безопасность полета и минимальные ограничения по эксплуатации. Вслед за ними подключились к работе студенты со знанием основ конструирования. Они создали конструкции агрегатов самолета, выполнили расчеты на прочность спроектированных узлов.

– Итог такой совместной работы ваших студентов – эта модель?

– Да. Самолет выполнен по оригинальной схеме не случайно и не «по моде». Выбранная компоновка была проверена расчетами, подобными тем, что применяются в реальных самолетостроительных КБ.

Дальнейшие наши планы включают проверку реальных летных образцов данных модели. Программа предусматривает полноценный комплекс испытаний модели, аналогичный испытаниям реального самолета с фиксированием полученных результатов. В случае подтверждения расчетных характеристик мы готовы предложить полученный материал одному из отечественных КБ для дальнейшего использования. Конечно, с участием авторов выполненных работ.

– Каков же образ вашего «личного» самолета?

– Взлетный вес – до 500 килограммов, простота, надежность в управлении и эксплуатации, высокий уровень безопасности полета, возможность взлетать и садиться на любой мало-мальски пригодной площадке, часто не подготовленной для полетов, комфорт и удобство в полете.

– Вами была выбрана схема самолета с сочлененным крылом…

– Эта схема не нова, но применительно к самолетам большой авиации она не показала преимуществ и была благополучно отвергнута авиаконструкторами. Между тем не все, что не прижилось в большой авиации, плохо для всех. Нам показалось, что возможности этой аэродинамической схемы для малой авиации еще совсем не изучены и могут быть успешно использованы.

– В каких сферах может применяться разработанный вашей новаторской командой самолет?

– Область применения такого самолета может быть обширной: личный самолет, визуальное наблюдение объектов, патрулирование, прогулочные полеты, связь, учебно-тренировочные полеты. Реальный летный экземпляр сейчас достраивается и готовится к летным испытаниям по «взрослой» программе: с записью показаний бортовых датчиков, данных из системы управления и прочей телеметрии.