Сегодня профессиональному юристу мало  одного классического образования. Необходимо уметь не только грамотно толковать и применять закон, но быть аналитиком и психологом, хорошо разбираться в жизненных реалиях, быстро ориентироваться в ситуации. В этом студентам  Ростовского филиала Российского государственного университета правосудия (РГУП) активно помогают и собственные преподаватели, и судьи  Ростовского областного суда.

Практика приглашения студентов юридического факультета РГУП на судебные заседания в областной суд сложилась давно. Наблюдая за ходом  рассмотрения дел по первой и второй инстанциям, они знакомятся с работой  обвинителей и защитников, судей. Живое общение  с профессиональными юристами позволяет студентам получать ответы на вопросы, практические советы и рекомендации, что пригодится им в будущем. 

Но  самые эффективные  формы обучения на практике – ролевые игры. Быть сторонним наблюдателем, закрепляя теоретические знания  – одно. Совсем другое – самим устроить «судебное разбирательство»,  ролевую игру по «сценарию»  дела, взятого из реальной судебной практики.  

Студенты  с помощью председателей судебных коллегий областного суда выступают в качестве «сценаристов» и «режиссеров», готовят процессуальные документы, описывают правовые ситуации. Во время такой игры будущие юристы  «примеряют» на себя разные роли участников процесса – секретаря судебного заседания, истца, представителя ответчика, обвинителя, свидетеля. Ребята  активно обсуждают варианты возможных решений, анализируют ошибки, преодолевают психологические барьеры в общении, учатся  реагировать на возникающие по ходу дела ситуации и оценивать их. 

В 2015 году председатель судебной коллегии по гражданским делам Геннадий Проданов вместе со студентами – выпускниками юридического факультета университета принял участие в разработке сценария и проведении ролевой игры – судебного заседания, где рассматривалось «дело» о возмещении вреда здоровью несовершеннолетнего. Наблюдали за «судебным процессом» школьники из Ростова и Мартыновского района, мечтающие о профессии юриста, а также студенты-заочники  третьего курса юридического факультета  РГУП.

Другая важная составляющая в подготовке будущих юристов – их участие в научно-практических конференциях, в   тематических конкурсах по написанию эссе и других мероприятий, на которых традиционно присутствуют ученые, представители судейского корпуса, правоохранительных органов, практикующих юристов Юга России. 

Так, двери областного суда были широко открыты для студентов, принявших участие в региональной научно-практической конференции «Судебная власть: ее роль и значение в истории России», посвященной 150-летию судебной реформы в России 1864 года.  Они приняли участие  в работе ряда секций конференции. Во время дискуссии по вопросам гражданского и уголовного права конкурентная борьба шла между студентами Ростовского филиала  РГУП и ЮФУ. По итогам работы секций 35 участников были награждены грамотами.

В финале конкурса эссе,  посвященного 70-летию Победы, прошедшего в областном суде,  его победители, школьники и студенты из Ростова, Азова и Зерноградского района, получили грамоты из рук судьи областного суда Дмитрия Монмаря.

В первом квартале нынешнего  года в донских судах общей юрисдикции  прошла практика   студентов младших курсов и студентов факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы «право и организация социального обеспечения». Практические занятия с ними провели председатель судебного состава по рассмотрению гражданских дел социально-трудовой направленности Оксана Сидоренко и судья Ростовского областного суда Светлана Простова,   рассказавшие будущим юристам об основных направлениях своей работы. Студенты были допущены к знакомству с материалами судебных дел по теме.

Такой подход к обучению  будущих юристов позволяет  развивать  их самые разные качества. Они учатся быть не только грамотными профессионалами, но и психологами, умеющими находить мирные способы разрешения конфликтов.  Дать студентам эффективный, проверенный временем инструмент для работы с людьми – и есть важнейшая задача преподавателей вуза и донского судейского корпуса.


Анна ПЕТРОВА