Удобная мебель из бумаги, костюмы из отходов и принцип круглой формы – работы студентов-дизайнеров заставляют по-новому взглянуть на мир.
На VI Всероссийской научно-практической конференции «Студенческое творчество в архитектурно-художественной культуре России» именно разработки, представленные на секции «Дизайн», жюри признало одними из лучших.
Эксклюзив из вторсырья
Студентка 4-го курса Академии архитектуры и искусств ЮФУ Ксения Колганова, чья работа заняла 1-е место, исследовала современные технологии переработки и вторичного использования отходов и просто мусора. На примерах экспонатов выставок современных отечественных и зарубежных дизайнеров она доказала: мусор в руках умелых мастеров может стать настоящим произведением искусства.
Современные дизайнеры не только предлагают использовать новые материалы, но и разрабатывают собственные технологии переработки вторсырья. К примеру, известный дизайнер Дженс Прет смешивает бумажную массу с клеем и смолой и делает концептуальную мебель.
Недавно в Калужской области открылся первый в России художественный музей мусора «МУ-МУ». В экспозиции музея – более 100 художественных работ: от сережек из маленьких крашеных гвоздиков до гигантских инсталляций из старых автомобилей. Дизайнер Татьяна Кащеева из Оренбурга делает из мусора замечательные открытки. Для этого всего-то нужны обрезки картона, марля, клей, веточки дерева и... фантазия.
Активно используют вторсырье (бумагу, пластиковые бутылки, пакеты, оберточную бумагу, картон) для изготовления макетов, моделей малых форм и даже для оформления театральных выступлений будущие дизайнеры – студенты Академии архитектуры и искусств ЮФУ. Так, для студенческих спектаклей «Про Ивана-стрельца» и «Тот самый Мюнхгаузен» они выполнили все декорации, костюмы, мебель из отходов картона, бумаги и других вторично используемых материалов. В коридорах академии можно увидеть стилизованные модели животных, тоже выполненные из остатков картона.
Архитектурные объятия
Одна из работ, отмеченных жюри на секции «Дизайн», посвящена теме социализации людей с ограниченными возможностями и доступности окружающей среды. «На эту тему меня натолкнул одноклассник, страдающий ДЦП, – говорит автор работы Ксения Маркина. – Он был очень талантливым. Но учился у нас всего месяц. Потом перешел на домашнее обучение».
Сегодня одни только индивидуальные занятия с «нестандартными» учащимися не решают проблему их социализации. Нужно разрабатывать архитектурные решения для учебно-воспитательных комплексов, где смогут заниматься дети с тяжелыми недугами, в частности с заболеваниями ДЦП.
– С древних времен в образовательных заведениях основные помещения располагались вокруг внутреннего двора с крытыми галереями, – говорит Ксения. – Такой архитектурный прием востребован и сегодня. Он напрямую связан с психофизиологическими потребностями людей в общении.
Форма круга выражает идею объединения всех людей и вовлекает их в обучение и общение на основе равенства разных возможностей. Здание пионерского лагеря круглогодичного использования «Юность» под Москвой, «Умной школы» в Иркутске, начальные школы им. Фарадея в Эйлсбери, детских яслей в Страсбурге, гимназии Одинцовского гуманитарного университета в Нижнем Новгороде – все они имеют внутренний двор круглой формы.
Ксения считает, что в таких комплексах надо использовать два вида объемно-планировочных решений. Для релаксации, индивидуальных и семейных занятий лучше подходят небольшие помещения. А форма незамкнутого дворового пространства во время перемен, дней открытых дверей, школьных праздников способствует не только общению детей разновозрастных групп с различными недугами, но и дает свободный доступ для всех желающих принять участие в общих мероприятиях.
Принцип круглой формы Ксения использует в своем проекте архитектурного объекта для детей (начиная с детского сада) с ограниченными физическими возможностями. Его она ведет под руководством профессора кафедры дизайна архитектурной среды Андрея Водяного.