В Донском государственном техническом университете прошел фестиваль науки «Включай ЭКОлогику»

Он объединил более 50 образовательных учреждений разных уровней. Гости съехались из Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Краснодарского края, других российских регионов. На одной из площадок – юные техники школ области, Дворца творчества детей и молодежи. Студенты показывают, как действуют собранные ими роботы, рядом школьники представляют свои работы, посвященные защите окружающей среды.


Студенты ДГТУ проводят мастер-классы. Младшие школьники учатся раскрашивать гипсовые фигурки, а старшеклассники – складывать из сложной мозаики картины, рисовать на песке. Марина Едигарян и Антон Кохан с агропромышленного факультета  «колдуют» над  неньютоновской жидкостью. «Что это такое?» – интересуются посетители. Марина рассказывает, что как-то Ньютон обратил внимание на то, что быстро грести веслами  тяжелее, чем медленно. Тогда он сформулировал закон, согласно которому вязкость жидкости увеличивается пропорционально силе воздействия на нее. Ребята смешивают в емкости крахмал, немного красителя, воду. И замешивают все руками. Получается вязкая субстанция. Студенты просят кого-нибудь из посетителей дотронуться до нее. Находится смельчак, который тут же окунает в емкость руку и удивляется: «Такое чувство, что там не жидкость, а пластилин, который не дает проникнуть руке дальше». 

– Это происходит потому, что между частичками крахмала образуются прочные связи, зацепы, – объясняет Марина. – При воздействии на такую жидкость зацепы не дают молекулам разойтись и реагируют на воздействие как упругая пружина. При медленном воздействии зацепления успевают растянуться, молекулы равномерно расходятся.

По принципу неньютоновской жидкости, продолжает Антон, американцем Джейсом Райтом в 43-м было создано вещество, получившее название «глупая замазка». Оно способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, снимает агрессивность и раздражение, развивает творческое мышление. Посетители выставки решают на себе испытать действие только что созданного материла – емкость опустошается в один миг.  

Преподаватель ДГТУ Елена Омельченко перенимает опыт плетения корзин из лозы у девятиклассницы ростовской школы № 90 Вероники Гребенщиковой.

– Давно мечтала научиться этому ремеслу, – признается Елена Владимировна. – Тем более что Вероника – замечательный учитель.

Внимание посетителей привлекает стенд впервые открываемого в ДГТУ Детского университета. За два дня туда подали более 700 заявок!

– Этот уникальный проект, аналогов которому еще нет в Российской Федерации, – говорит заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке Лариса Тутова. – Талантливая молодежь должна оставаться в регионе. А работать над реализацией этой задачи с детьми нужно с детсадовского возраста.

Детский университет – новое звено в  цепи непрерывного образования, которая действует в вузе не один год. Ребятам предстоит пройти тестирование и профориентационное собеседование. А в ноябре детский университет уже откроет для них двери.

Параллельно с интерактивной выставкой фестиваля в промышленном центре ДГТУ «Garaж» проходит конкурс-смотр работ изобретателей нашей области «Донская сборка». На выставке – около 50 конкурсных проектов. Самый младший участник «Донской сборки» 12-летний Артем Булгаков из Волгодонска представил систему автоматического полива растений «Фиалка», которая управляется через Интернет. Идея создания такой системы пришла Артему, когда он вместе с родителями уехал на каникулы, и комнатные цветы поливать было некому. Юный техник говорит, что такая система позволит поливать цветы, находясь в любой точке мира: «Тогда и соседей не надо будет просить ухаживать за цветами». А самый старший конкурсант 87– летний Яков Полищук презентовал подъемное устройство для лежачих больных в больнице и дома. Установка Якова Яковлевича выдерживает вес более 100 кг.

Фестиваль «Включай ЭКОлогику» закончился на оптимистичной ноте. Победителям конкурса-смотра были вручены награды, а участвующим в празднике науке детям университет подарил сладости и большой торт.