В Южном федеральном университете прошла презентация социологического исследования «Современное российское кино в зеркале общественного мнения»

Антон Сериков: «Российскому кинематографу до сих пор не удалось завоевать зрителя...»

На вопросы ответили более тысячи человек в 12 населенных пунктах Ростовской области. 

Большинство респондентов, особенно среди молодежи, следят за развитием современного кинематографа, стараются не пропускать новинок. Не отстают от них и люди среднего возраста. А вот старшая возрастная категория респондентов не проявляет особого интереса к современным фильмам.

Несмотря на то, что молодые люди знают о новинках российского кинематографа, тем не менее их можно разделить на две группы: те, кто не имеет явных предпочтений в просмотре советского, российского и зарубежного кино – 53 %, и те, кто тяготеют к зарубежным фильмам – 45 %. 

«Это говорит о том, что российскому кинематографу до сих пор не удалось завоевать зрителя. Пока их внимание привлекают только отдельные фильмы, – сказал руководитель исследовательской группы Института социологии и регионоведения, и.о. директора института Антон Сериков. – В этом смысле показателен советский кинематограф, который явно имеет своего конкретного зрителя. Это – люди старше 50 лет, большинство которых (54 %) однозначно высказывают предпочтение советским фильмам.


Чего же не хватает? 

Прежде всего, российскому кино недостает интересных и оригинальных сюжетов, а также профессионализма актеров и режиссеров. В число недостатков вошли также необходимость поиска самобытности, отход от западных стандартов. Чего хотят зрители от отечественного кинематографа? Интеллектуального кино, отхода от развлекательных жанров. 50 % респондентов советуют Министерству культуры РФ поддерживать создание исторических и документальных фильмов, 42 % – экранизировать классическую литературу, 39 % – обращать внимание на создание детского кино, 27 % – военные киноленты. 

Если бы у участников соцопроса была возможность порекомендовать Министерству культуры, какое из произведений литературы стоит экранизировать, то они бы назвали  отечественную классику: «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» Михаила Булгакова, «Война и мир» Льва Толстого, «Преступление и наказание» Федора Достоевского, «Отцы и дети» Ивана Тургенева. Так считает большая часть опрошенных в возрасте до 30 лет. Как отметил Антон Владимирович, предложенный ими список говорит о том, что участники опроса не смотрели уже снятые по этим произведениям фильмы.


Что привлекает? 

Среди главных достоинств зарубежного кино 52 % респондентов называют хорошую актерскую игру, 42 % – качественные спецэффекты и 36 % – профессиональную операторскую работу. Советское кино ценится за выдающуюся актерскую работу (49 %), отсутствие насилия (46 %). В то же время уровень режиссерской работы современного российского кино (7 %) и спецэффекты (4 %) явно не привлекают в современном отечественном кинематографе. 

В числе любимых зарубежных кинокартин зрители чаще всего называют голливудские ленты, среди которых лидирует серия фильмов о Гарри Поттере, трилогия «Властелин Колец», «Титаник» и «Один дома», французская лента «1+1».

Любимые советские фильмы представлены картинами, часто транслирующимися центральными телеканалами: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Иван Васильевич меняет профессию», «Ирония судьбы, или с легким паром», «Москва слезам не верит». Из современных российских кинолент донской зритель особенно выделяет серию фильмов «Ёлки», «Экипаж» и уже ставший классикой современного российского кино  «Легенда № 17».

Пальму первенства среди зарубежных персонажей зрители всех возрастных категорий отдали Шерлоку Холмсу из сериала «Шерлок» и герою Тома Хэнкса из фильма «Форрест Гамп». Молодежь особенно выделяет Гарри Поттера и эксцентричного пирата Джека Воробья. Представители среднего и старшего поколений своими фаворитами считают Индиану Джонса и Винсента Вега из кинофильма «Криминальное чтиво».

Среди современных российских героев наиболее популярными являются Алексей Гущин из кинофильма «Экипаж», Валерий Харламов и герой 90-х Данила Багров. Самые популярные из советских киногероев – Штирлиц из «Семнадцати мгновений весны», Женя Лукашин из «Иронии судьбы», Глеб Жеглов из фильма «Место встречи изменить нельзя» и Остап Бендер из «Двенадцати стульев». 

– В ходе исследования респондентам предложили описать киногероя, которого они бы хотели увидеть на экранах, – говорит Антон Сериков. – так вот, это положительный герой, чаще всего мужчина молодого или среднего возраста, проживающий в наши дни. Зрители хотят, чтобы он был военным, врачом, учителем либо ученым. В конце фильма он обязательно должен победить. В то же время часть зрителей предпочитает неоднозначные концовки, говоря о том, что режиссер должен оставить интригу в судьбе героя в конце фильма и дать зрителю додумать ее самому.

Также респондентам было предложено назвать три фильма, которые бы они хотели записать на диск, отправляясь в путешествие. Здесь предпочтение отдали кинолентам Голливуда: «Гарри Поттер», «Пираты Карибского моря», «Властелин Колец», «Один дома» и «Титаник». Из российских – «Кавказская пленница», «Легенда №17» и «Экипаж».