Молодые исследователи факультета математики, механики и компьютерных технологий Южного федерального университета провели открытый урок в ростовском лицее № 13. Он стал первым в цикле разработанных ЮФУ открытых уроков «Учись у нас!». 

Максим Пучкин рассказывает о принципах работы робота.

В жизни старшего преподавателя факультета математики, механики и компьютерных технологий Максима Пучкина и магистра Федора Золотарева этот открытый урок – тоже первый. В лицей они пришли вместе… с роботом. Он помог провести презентации, посвященные робототехнике и искусственному интеллекту. Детище Федора Золотарева самостоятельно передвигается, останавливается, наткнувшись на препятствие, стреляет разноцветными шариками…

Сегодня роботы заменяют ручной труд на промышленных предприятиях. Есть роботы-военные, используемые при охране государственной границы. Подводные сканеры и самоуправляемые планеры передают информацию о возможном появлении на нашей территории чужака, роботы-саперы выполняют задачи по разминированию. Существуют роботы-музыканты, няни, учителя…

Максим Пучкин рассказывает лицеистам о проектах ученых ЮФУ, посвященных робототехнике. 

– Как раз одна из наших задач, – говорит мне Максим Валентинович, – увлечь ребят, помочь им в разработке программ для роботов. Здесь пригодятся знания, которые школьники получают на уроках информатики.

Однако курс информатики, который изучают в лицее, и тот, что преподают в вузе, несколько различаются. Ирина Евдокимова, учитель информатики и информационно-коммуникационных технологий лицея, советует старшеклассникам записаться на спецкурсы по программированию.

Увлекательная задача – научить роботов передвигаться, видеть, думать, наконец. Для этого используются разного рода двигатели, видеокамеры, искусственный интеллект… Лицеисты с преподавателем обсуждают детали, уточняют тонкости. Чувствуется, что ребята хорошо знают язык компьютерной программы, которая применяется при создании роботов, ведь в лицее углубленно изучают математику.

Гости из ЮФУ рассказывают о своем факультете, о том, что студенты и магистры сами выбирают: идти в фундаментальную науку или заниматься прикладными разработками. Условия и для того, и для другого есть. 

В прошлом году в лицее был один выпускной класс, и из 25 человек на мехмат ЮФУ поступило 6 человек. 

– Все-таки математика – элитная наука. И таких ребят не должно быть много, – говорит директор лицея Галина Корхова.

Знания, полученные на мехмате, открывают его талантливым выпускникам отличные перспективы. У активных студентов есть возможность стажироваться за рубежом, участвовать в научных школах…

Судя по тому интересу, с которым лицеисты общались с М.Пучкиным и Ф.Золотаревым, свою профориентационную роль открытый урок сыграл.


...Кстати, знаете ли вы, кто первым придумал термин робот? Думаете, ученые? Вовсе нет. Впервые о роботах упоминается в пьесе «R.U.R.» – «Россумские интеллектуальные роботы» известного чешского писателя Карела Чапека. Когда писатель работал над пьесой об искусственных человекоподобных существах, он никак не мог придумать им название. За советом он обратился к своему брату, тот и предложил назвать их «роботами». Почему именно так? Все предельно просто, это слово происходит от чешского «робота», что означает трудолюбие.