«Большой брат следит за тобой». Это – про сдачу выпускниками школ единого государственного экзамена
Видеокамеры в пунктах сдачи ЕГЭ, металлоискатели, наблюдатели – все это щекочет нервы экзаменуемых. Но ведь еще при подготовке к экзаменам учителя предупреждали, что так и будет. Так что у нас было время психологически подготовиться к испытаниям. Первый экзамен – базовая математика. Два года, с 9-го по 11-й класс, каждый день мы решали хотя бы один из вариантов тестов. И, по идее, особых сложностей во время экзамена быть не должно. Что в заданиях? Нетрудные в решении задачи с дробями и степенями. Но есть и посложнее. Возьмем, к примеру, 18-е (из 20) задание. Итак, на уроке рисования среди девочек самый популярный вид рисунка – натюрморт, а среди мальчиков – рисунки животных. Всего пейзажей нарисовано больше, чем натюрмортов и больше, чем рисунков животных. Выберите утверждения, которые следуют из приведенных данных. 1. Мальчики нарисовали больше пейзажей, чем натюрмортов. 2. Девочки нарисовали меньше животных, чем пейзажей. 3. Натюрмортов больше, чем пейзажей. 4. Девочки сделали больше рисунков, чем мальчики. Думайте! Выбрали четвертый вариант? Ответ неправильный. Верно – первое и второе утверждение.
Примерно такой уровень сложности на ЕГЭ по базовой математике. Никаких заумных задач, трудных формул в заданиях нет, они – в профильной математике. А для кого «база»? Для «гуманитариев», которым математика для поступления в вуз не нужна. Чтобы получить аттестат, необходимо правильно решить 7 из 20 заданий. Тем не менее при всей их несложности из 15 тысяч выпускников школ области 500 с заданиями не справились. Что тут сказать? Либо у ребят к математике нет склонностей, либо их плохо учили. Поэтому на вопросы они отвечали методом тыка.
Несмотря на то, что в школах чаще всего «натаскивают» на ЕГЭ по базовым предметам, для части выпускников экзамен действительно становится игрой «в угадайку». И не только на математике, но и на экзамене по русскому языку. К этому располагает сама форма и содержание заданий. Еще один из примеров экзамена – уже по русскому: 1. Люди создали надежное орудие – язык – и с его помощью развили науку и технику, а потом заставили науку и машины улучшать это орудие. 2. Первая серьезная помощь от механических приспособлений пришла к языку, когда изобрели книгопечатание. 3. Это случилось около 1450 года, когда немец Иоганн Гуттенберг изобрел наборные литеры.
В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 1. Язык помогает развитию науки и техники. 2. Книгопечатание оказало первую серьезную помощь в улучшении языка. 3. Люди заставили науку и машины улучшать язык. 4. Первую серьезную помощь в развитии языка оказало изобретение книгопечатания. 5. Наборные литеры, изобретенные Иоганном Гуттенбергом, пришли на помощь языку. Вот и определите, что к чему, а главное – относительно чего? Верным утверждением будет второе и четвертое. Хотя и пятое вроде бы не ошибочно.
Конечно, для подготовленных к экзамену выпускников ничего особо сложного в заданиях ЕГЭ по русскому языку нет. «Порог», то есть минимальный балл, необходимый для получения аттестата, – 24, а для поступления в вузы – 36. То есть, чтобы пройти порог, нужно сделать правильно всего-то 9 заданий. Пороговые баллы невысокие, а значит, и знания у большинства выпускников, ниже средних.
Но что хорошо для математики, то не очень хорошо в подготовке к ЕГЭ по литературе. И вот тут нельзя сказать, что выпускников «натаскивали» по литературе, заставляя выполнять задания по ЕГЭ. Совсем наоборот: подготовка к единому госэкзамену по предметам, если они не базовые (математика и русский язык), лежит целиком на совести учеников и их родителей. Учителя не обязаны заниматься такой подготовкой. «Неужели на экзамене спрашивают то, чего нет на уроках литературы?» – скажете вы, и я отвечу: «И да, и нет». Конечно, стихотворения, программные произведения, включая «гиганты» литературы типа «Война и мир» Льва Толстого и шолоховский «Тихий Дон», изучаются на уроках. Но ЕГЭ по литературе требует в большей степени умение анализировать текст, характеры и поступки героев. А этому в школе не учат. Что делать желающему сдать именно этот экзамен? Выход один – нанять репетитора, ведь у него, в отличие от школьных учителей, есть время, а главное, мотивация возиться с учеником. Цена вопроса – от 750 рублей до 1500 за час. Тогда какие знания дает ученику школьный учитель, если с репетиром он проходит материал гораздо быстрее и эффективнее? Но это, как говорил небезызвестный Леонид Каневский, «совсем другая история».
Кирилл ЗУБАРЕВ