
В Верхнедонской гимназии к каждому ребенку – свой особый подход

Год назад рассказывали мы об этой гимназии. О том, что 95 % ее выпускников поступают в вузы. И нет сколько-нибудь значимых конкурсов и олимпиад, где бы ни принимали участие гимназисты. Привозят оттуда дипломы, награды…
Помнится, поразила в прошлый наш приезд в Казанскую работа десятиклассника Кирилла Батальщикова, принесшая ему победу во Всероссийском конкурсе исследовательских работ имени В.И. Вернадского. Свой рассказ о жизни и военной судьбе его прапрадеда-фронтовика Андрея Фирсовича парень тогда дополнил пронзительными стихами «Листая старенький альбом…». Стихи потом положили на музыку, и они прозвучали на Всероссийском фестивале авторской песни «Гринландия», ежегодно проводимом в Кировской области на крутом берегу речки Быстрица.
Он и сегодня остается верен военной теме. Свое новое исследование посвятил фронтовику, кавалеру ордена Славы Геннадию Павловичу Баландину. Его непростой, даже драматической судьбе, которую грозовой июль 1942 года накрепко связал с Верхним Доном. Здесь юный ефрейтор-телефонист был расстрелян немцами. Но, чудом выжившего, его спасли и укрыли жители одного из придонских хуторов. Так и получилось, что на земле Верхнего Дона Баландин родился заново. И многие годы после войны приезжал к своим спасителям…
Рассказывая об этом, Кирилл не скрывал волнения. По всему чувствовалось, что все связанное с войной, историей его родной земли для этого паренька из казачьего рода, берущего начало на старом хуторе Батальщики, – не что-то отвлеченное, а часть его собственной жизни.
Кстати, как выяснил товарищ Кирилла Никита Лысенко, казачья фамилия Батальщиковы отнюдь не от латинского «баталия» происходит:
– Старинным словом «батало» обозначали шест с колокольчиком, которым загоняли рыбу в сети. А ловля рыбы – это исконный казачий промысел…
К увлекательной исследовательской работе гимназисты здесь приучаются буквально с первого класса. А в результате появляются такие оригинальные сообщения, как то, которым буквально заворожил нас четвероклассник Миша Павлов. Физический принцип работы рычага он оригинально и очень доходчиво изложил на примере... колодезного журавля. К слову, за этот свой доклад Миша удостоился приза ДАНЮИ:
– Наш дом в хуторе Сиверском стоит на пригорке у речки Песковатки. А рядом – колодец со странным устройством, которое взрослые называли журавлем. Очень эта штука меня привлекала, и я то и дело бегал к колодцу, несмотря на бабушкины запреты. И всё никак не мог понять, почему журавль не в небе, а у колодца. Потом узнал, что журавлем называют длинный шест, с помощью которого можно легко поднять из колодца тяжелое ведро с водой…
А дальше уже шел обстоятельный рассказ о принципе работы рычага. И трудно было выделить, чего в этом рассказе больше: физики или лирики, идущей от воспитываемой с детства любви к родному краю, где колодезные журавли – непременная часть верхнедонского пейзажа. Как и мельничные каменные жернова, то и дело попадающиеся по обочинам дорог и на улицах здешних хуторов. Как и белые холмы, и полные зелени балки, что сменяют друг друга, спеша к донской глади.
О магии этой земли рассказывал в своей работе, представленной на прошлогодней сессии ДАНЮИ и отмеченной там дипломом I степени, гимназист Александр Топольсков. А еще прошлой осенью Саша принял участие в международном проекте «Страна читающая». Прочел маленький шедевр Бунина «Петух на церковном кресте». Да так, что сразу чувствовалось: посредством бунинских строк признается в любви к своей земле…
Конечно, любовь к отчему краю идет из семьи. Но развивается и крепнет в школе. А это возможно, только когда души не чают в родной стороне прежде всего педагоги. В Верхнедонской гимназии рождаются целые педагогические династии. И этим сельским династиям цены нет. Это совершенно особое в нашем обществе явление. Потому что именно такие династии подвижников хранят, поддерживают и умножают пласт культуры там, откуда вся наша земля пошла.
Была в новой России короткая пора, когда многие наши школы принялись соревноваться в звучности самоназваний. Тогда и появились у нас гимназии, лицеи, академии. Увы, большинство отличало только имя. Но никак не качество образования. Видимо, это и подвигло наших законодателей на то, чтобы уравнять всех – вне зависимости от названия. Будь то школа, гимназия или еще что... Но ведь наряду с ничем не выдающимися есть, без преувеличения, штучные, известные наперечет школы. Верхнедонская гимназия – из их числа. И, наверное, стоило бы их как-то выделять – хотя бы с учетом тех высоких результатов, что они показывают. И того фундаментального образования, что способны дать и дают.
Видео Владимира Апарина

