Скоро начнется учебный год. Но у некоторых ребят он может пройти в очень нестандартной обстановке. Например, если родители решили перевести ребенка на семейное обучение. Как это выглядит в жизни? Мы познакомились с некоторыми вариантами семейного обучения.

Так в «Свирели» проходят некоторые уроки ботаники.
Вариант № 1 
Для тех, кто дома
Сообщество семейного образования «Свирель». С одной стороны, здесь каждый родитель сам на дому контролирует, как ребенок осваивает обычный школьный учебник, с другой – у сообщества в помощь мамам и папам выработаны некоторые принципы и ориентиры. Например, здесь делают ставку на интерес ребенка. Периодически на дому, в библиотеках или музеях детей собирают, чтобы поиграть или познакомить с интересной выставкой или человеком. Такие мероприятия устраивают сами родители, разбирающиеся в конкретной теме школьной программы. Заинтересованный ребенок впоследствии гораздо легче и с большим удовольствием осваивает необходимый материал, стремится разобраться в сути вещей. Например, проходя тему о скорости, движении и расстоянии, дети по наклонной плоскости запускают машинки, делают замеры, а потом сами выводят формулу.

Конечно, родителям ежедневно приходится отвечать на множество иногда уже не очень детских вопросов своих сыновей и дочерей.

Однако на выручку сегодня приходят видеоуроки из Интернета или профильные специалисты. Таких в «Свирели» хватает. Это такие же родители, которые в какой-то момент также решили перевести своих детей на семейное обучение. Ирина Козинченко, мама двоих школьников и администратор объединения, рассказывает, что в случае с ее сыном оставить школу пришлось из-за особенностей ребенка. В первый класс он пришел гораздо более образованным, чем другие дети, но психологически не готовым к школе. За три года любознательный мальчик потерял всякий интерес к учебе, ни с кем не подружился. Винить учителя у Ирины и в мыслях не было. Она понимала, что дело – в ее сыне. Дочь, наоборот, прекрасно осваивается в коллективе и чувствует ситуацию. В итоге, когда пошла в школу, с легкостью стала получать оценки выше своих знаний. Вот Ирина и решилась на семейное обучение. Сначала очень нервничала, зато теперь в семье Козинченко учеба – в радость. Сын нашел себе товарищей среди ребят из «Свирели». Недавно все вместе они ездили в лагерь, и темой их смены были исследования.

– Если ребенку комфортно, я – за обычную школу. Потому что при семейном образовании нужна полная самоотдача родителей во имя развития детей, – говорит Ирина Козинченко. – И, конечно, позволить себе такое обучение могут лишь в тех семьях, где взрослые больше бывают дома. Дети, особенно лет до 12, требуют контроля. У нас родители или работают удаленно, или ответственность за развитие ребят взяли на себя бабушки-пенсионерки.

Вариант № 2
Вслед за ребенком 
А вот частный Монтессори-сад-школа «Умнички» принял заботу о детях, находящихся на семейном обучении, почти всецело на себя. Мальчики и девочки могут здесь оставаться с 7.00 до 20.00. Но это не значит, что за помощью сюда обратились родители, которые просто решили переложить свою ответственность за образование и воспитание детей на кого-то. Главный принцип «Умничек» – сделать образование для детей нормой жизни. А для этого соответствующую среду необходимо создавать, прежде всего, дома. Родителям, считают специалисты, следует сформировать все условия для того, чтоб ребенок в процессе взросления мог сам выбирать, что ему близко, и развивать свои наклонности. Но среда должна быть правильной, чтобы выбор был, например, между рисованием или игрой в футбол, а не просмотром телевизора или сидением за компьютером. Образование же должно продолжить эту линию, идя вслед за выбором ребенка.
 
DSC01881.jpg
В «Умничках» – 25 детей, находящихся на семейном обучении, от 6 до 11 лет. Они занимаются все вместе под руководством двух Монтессори-педагогов. Урок длится три часа, включает в себя все необходимые дисциплины. Дети работают в удобном для каждого ритме. Комната для занятий огромная. Разбита на зоны (математики, словесности, живой природы, есть лаборатория и т. д. ). Ребенок сам выбирает то направление, которое ему ближе. Старшие помогают младшим. Дети могут выходить, отдыхать. Домашнее задание здесь дается, как правило, тем, кто бил баклуши на занятии. Оценок не ставят. Преподаватели следят за процессом, подсказывают, стимулируют. При необходимости задействуют родителей. Например, ребенок не очень стремится постигать арифметику. Тогда педагог попросит маму с папой съездить в магазин с ленивцем, который должен будет сам оплатить покупки.

– Только заранее предупредите очередь, – попросит педагог, – чтоб в ней не нервничали. Потому что ваш ребенок очень слабо считает. Не знаю, подождут ли вас.

Дети сами формируют свой день, строят ежедневный план. Они учатся этому с шести лет. Сначала просто фиксируют, что делали. Постепенно начинают анализировать, насколько это было эффективно. Следующий шаг: отслеживают эффективность собственных действий и планируют свой день. Ведь чтобы успешно освоить программу, нужно правильно рассчитать силы и время. В общем, с самого раннего возраста мальчики и девочки учатся брать ответственность на себя. Сами за собой убирают, причем не только в классе, но и в столовой, ведут раздельный сбор мусора. Здесь, очевидно, за словом идет дело, что, безусловно, является основополагающим принципом воспитания.

– Мы считаем, что наша задача – не просто подготовить ребенка к аттестации в государственной школе, но показать, что мир многообразен, и мы, прежде всего, должны научиться принимать себя и окружающих в нем такими, как есть, – рассказывает основатель «Умничек» Светлана Рыбникова. – Только на первый взгляд может показаться, что дети у нас находятся в искусственных условиях, с которыми не столкнутся потом в жизни. Наши выпускники прекрасно проходят аттестацию, сдают ВПР, творчески проявляют себя, осваиваются в новых коллективах. Мы будем стараться как можно дольше отслеживать их судьбу, чтобы оценить, насколько правильными были наши действия, и на основе этого вносить коррективы в работу с сегодняшними нашими учениками.

Окончание следует