Окончание. Начало в № 262. Рассказ об существующих альтернативах общеобразовательным государственным школам.
Другой принцип работы – вальдорфская педагогика – лежит в основе деятельности клуба «Луч солнца». Здесь тоже смотрят на физиологическую готовность ребенка воспринимать тот или иной материал. Но при этом определяющей в обучении после 7 лет является роль учителя. Один педагог работает здесь с детьми с 1-го по 8-й класс. Отдельные специалисты-предметники присоединяются постепенно к процессу обучения по необходимости.Вариант № 3
По стопам учителя
Как и в случае «Умничек», клуб «Луч солнца» образовал семейную школу по просьбе родителей, которые сначала водили сюда детей как в детский садик. А потом просто не захотели расставаться с условиями, пришедшимися им по душе.
Группы детей (классы) сформированы здесь по возрастам, потому что на каждом этапе взросления – свои потребности и возможности. Например, в первом классе урок может проходить не за партами, а на полу (дети этого возраста еще не очень усидчивы). Но даже если первоклассники сидят за столами, они могут вставать, ходить и даже полежать в сторонке на коврике.
Каждый год обучения связывают с одной большой темой. Во 2-м классе, например, с баснями и легендами, в 5-м – с историей древнего мира, особенно Греции. Греческим настроением будут пронизаны все предметы в течение эпохи. Эпохой здесь называют 3-4 недели погружения в тему и межпредметное проживание учебного материала. На математике, например, будут решать в том числе и старинные греческие задачи, а на ботанике – знакомиться с флорой Средиземноморья. Эпохи чередуются. Каждая посвящена одному предмету или теме (истории, математике, растениям или чему-то другому). И это происходит на основном уроке. Его всегда проводят утром. Он длится 1 ч. 50 мин. Сначала учитель с каждым здоровается за руку. Дальше – ритмическая часть – много двигательных упражнений, которые пробуждают детей и активизируют внимание. В младших классах она занимает до 30–40 минут. Потом – за парты (первоклашки – на 5–7 минут, остальные – на 15–20). Затем смена деятельности, и опять – к знаниям.
После основного урока – большая перемена, прогулка, предметы, требующие постоянной тренировки: музыка, живопись, иностранные языки. Дальше – обед, свежий воздух и снова занятия, но уже обращенные к активной физической деятельности: рукоделие, ремесло, физкультура.
Вальдорфская педагогика уделяет большое внимание эстетическому воспитанию. Здесь никого не торопят: дети должны почувствовать, как у них в душе отзывается игра того или иного инструмента или, например, чье-то или свое художественное творение. В этом случае дети с удовольствием развивают имеющиеся у них способности, их не ограничивают ни жесткими рамками времени, ни оценками. В 1-м классе учат играть на флейте, во 2-м – на лире, в 3-м – на скрипке. Овладевают здесь и многими практическими навыками. Занимаются резьбой по дереву, учатся вязать и шить, готовить и убирать за собой.
– Мой сын говорит, что после нашей школы мог бы и не учиться дальше, потому что уже сейчас умеет пилить, строгать, капусту солить, – говорит мама ученика 3-го класса Наталья Снетковская. – Он счастливый, уверенный в себе ребенок. А я считаю: чем больше он попробует в школьные годы, тем более развит и открыт будет миру во взрослой жизни.
Сама Наталья, как и большинство педагогов в «Луче солнца», в какой-то момент поняла, что не видит для своего сына альтернативы вальдорфской педагогике и увлеклась ею настолько, что переквалифицировалась из архитектора в вальдорфского учителя.
– Во сколько обходится родителям пребывание детей в клубе? – спрашиваю у одного из основателей «Луча солнца» и одновременно учителя 5-го класса Наталию Кочарову.
– Мы существуем на благотворительные взносы родителей (они на уровне средних расценок частных школ в Ростове). Альтернативой взносу может стать деятельность в школе или на ее благо. Мы стараемся пойти навстречу родителям, потому что, во-первых, понимаем их естественное желание дать ребенку возможность учиться с удовольствием; во-вторых, слаженная и продуктивная работа нашего педагогического коллектива во многом зависит от того, как она будет продолжена в каждой конкретной семье. Поэтому мы всегда готовы протянуть руку помощи единомышленникам.
Право на семейную форму получения образования прописано Законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. Им может воспользоваться учащийся по решению родителей. Последние информируют о семейном выборе орган местного самоуправления (ч. 5 ст. 63) и принимают на себя обязательства, возникающие при семейной форме обучения.
Промежуточную и государственную итоговую аттестацию дети на семейном обучении проходят бесплатно.
На сегодняшний день в области имеются данные о почти 300 детях, находящихся на семейном обучении. Общая численность школьников в 2017/2018 учебном году составит приблизительно 403,9 тыс. человек.
Сегодня в Ростове сложился средний уровень цен на комплексные услуги центров, проводящих подготовку детей по школьной программе. Он составляет 15–
17 тыс. рублей в месяц.
Итак, родительская плата идет:
– на погашение аренды (7–8 тысяч );
– питание – 120–150 рублей в день (2400–3000
руб/мес.). В таких центрах кормят 4–5 раз в день;
– налоги;
– оплату работы персонала;
– расходные материалы, инвентарь.
И никаких дополнительных сборов на методический материал, парты или охрану.