Дата публикации:
15 мар 2019 г.
Кто обучит учителей?
2594
– Идея шахматного всеобуча в школе прекрасна. Но реализация этого замечательного проекта в нашем регионе, не скрою, с самого начала не вызывала у меня большого оптимизма. Чему, как и с какой целью будут учить детей? Кто будет вести уроки? И как будет обеспечена материальная база? Реалии таковы, что во многих школах уроки шахмат пока ведут тренеры ДЮСШ, совмещая с основной работой. Их цель – поиск одаренных детей, которых они пригласят к себе на занятия и будут работать с ними на результат. Работа с остальными ведется все еще по принципу «лишь бы не разбежались». Безусловно, шахматный всеобуч подразумевает и поиск талантов: чем больше охвачено детей, тем выше шанс отыскать самородка. Но если у нас всеобуч, то внимание педагога должно быть направлено на всех. Какова же цель всеобуча? Познакомить детей с шахматами, заразить их любовью к этой замечательной игре. Использовать различные дидактические упражнения для развития у детей творческого мышления, внимания, памяти. То есть использовать шахматы как СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. Для того чтобы реализовать эту цель, совсем не обязательно быть квалифицированным шахматистом. Надо быть хорошим педагогом. Лучше всего с этой задачей справятся учителя начальных классов. Но кто обучит учителей? Есть предложение – во всех образовательных учреждениях, выпускающих учителей начальных классов, ввести спецкурс «Шахматы и методика преподавания шахмат». И проблема с кадрами постепенно будет решена. А пока есть курс в институте повышения квалификации учителей. Читаю там лекции уже 3 года в числе других преподавателей. Моё направление – как раз методика преподавания шахмат. Курсы работают, преподаватели стараются. Но работа могла бы быть намного эффективнее. Часть слушателей не знают, как... ходят фигуры. А ведь это курсы повышения квалификации! Это всё равно, как если бы на курсах учителей математики изучали таблицу умножения. Часть слушателей вообще к шахматам отношения не имеют, просто «за корочкой» пришли. Тратить на таких силы и время бывает обидно. Но есть коллеги с горящими глазами, если после лекций их стало больше – время потрачено не зря!
Теперь о методике преподавания. Сейчас во многих школах Москвы (и не только) для проведения всеобуча используют методику Игоря Георгиевича Сухина. Три учебника с рабочими тетрадями, тетрадь для самостоятельных работ. Блестящие дидактические упражнения. И лишь один недостаток– отсутствие практических занятий. А ведь дети с первых занятий спрашивают: «А когда мы будем играть?» Отсутствие практики снижает интерес и не даёт развиваться ещё одному направлению – воспитанию личностных качеств в процессе соревнования. Изучать правила, но не играть – это всё равно, как изучить правила дорожного движения и сказать, что ты умеешь водить машину. Я разработала методику, которая опирается на дидактику Сухина (большое ему спасибо), но в то же время позволяет сочетать теорию и практику уже со второго занятия. Делюсь ею со своими слушателями. Слышать спасибо не только от учителей, но и от преподавателей шахмат с большим стажем бывает очень приятно. Что касается материальной базы, каждый выкручивается как может. Даже на лекции в институт езжу со своей магнитной доской и фигурами. Что уж про школы говорить... Пару раз читала лекции в городском шахматном клубе на Газетном, 92. Большое спасибо за это президенту шахматной федерации города Сергею Ли – это был праздник души!
Помните, наш премьер дал совет... Пока держимся. Завершая лекцию, обычно желаю своим слушателям удачи и говорю, что у них все получится. Надо только полюбить шахматы, и они ответят взаимностью…
– В миллеровской гимназии № 1, где я проработала шесть последних лет, шахматы включены в расписание начальной школы. Учителя начальной школы за это время стали по-другому относиться к шахматам. Вначале они были просто не против наших занятий. Теперь, когда увидели результаты, даже мысли не допускают, что шахматы не нужны.
– Известно, что далеко не все младшие школьники учатся с желанием. А тут еще шахматы…
– Не секрет, что с мотивацией учебы у детей действительно есть проблемы. Убедилась, что шахматы для многих таких ребят стали дополнительным стимулом для занятий. Знаю немало примеров, когда отстающие на обычных уроках учащиеся именно благодаря достижениям в шахматах уже по-другому воспринимались и одноклассниками, и учителями. Это значительно повышало их самооценку, стимулировало к успехам и в других областях знаний.
Шахматный всеобуч уже перешагнул начальную школу. Сейчас каждый класс «среднего звена» может выставить команду для участия в школьном этапе «Белой ладьи».
Параллельно со всеобучем я вела в гимназии шахматный кружок от Дома детства и юношества. В нем занимались ребята, заинтересовавшиеся шахматами на уроках всеобуча. Провели личное первенство гимназии, в котором приняли участие 24 шахматиста.
– Что, по Вашему мнению, сдерживает развитие шахматного всеобуча для детей?
– Ряд проблем действительно уже высветился. Например, для проведения шахматного урока в гимназии мне приходилось переносить и шахматы, и демонстрационную доску из класса в класс – своего помещения не было. В школе, где стала работать с этого года, кабинет свой есть, но маленький. Однако основная проблема не в помещениях, а в нехватке кадров. Многое держится на энтузиазме преподавателей-шахматистов, а их катастрофически мало. Образно говоря: телегу поставили впереди лошади. Есть ли в наших педагогических колледжах такой предмет, как шахматы? Может быть, я не владею всей информацией по этой теме. Если кто поправит – буду очень признательна. Считаю, что учителями шахмат в школе должны быть квалифицированные шахматисты, которые имеют опыт турнирной борьбы. Иначе детей будем учить играть не в шахматы, а в передвижение фигур по доске!
Необходимы курсы, семинары, обмен опытом преподавательской деятельности, судейства и организации соревнований.
Миллеровский профсоюз образования несколько раз с успехом проводил учительские шахматные турниры, такой опыт нужно приветствовать и развивать. На базе шахматного клуба силами городской шахматной федерации несколько раз пытались организовать что-то вроде методического объединения. Но этот опыт пока нельзя назвать удачным: на голом энтузиазме сегодня мало что получается.
У нас в области проводится немало детских соревнований, но они в основном уже для продвинутых шахматистов. Нужны массовые турниры, где птенцы шахматного всеобуча могли бы попробовать себя. В миллеровской гимназии я регулярно проводила командный турнир среди 3-х классов в честь Дня защитника Отечества. Команда-победитель получала переходящий кубок на целый год. И это заметно стимулирует интерес ребят к шахматам.
Она – одна из немногих учителей, кто знал, как ходят фигуры: этому дедушка в детстве научил. Но глубоких познаний в премудростях игры на черно-белых полях у ведущей шахматного всеобуча не было. А вот что было – так это энтузиазм и неравнодушное отношение к делу.
Дворникова проштудировала учебно-методическую книгу Игоря Сухина «Шахматы – школе», которая знакомит детей с правилами игры, ее терминами, историей интеллектуальных единоборств. Прошла курсы для преподавателей шахматного всеобуча в Ростовском институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и вебинары корпорации «Российский учебник».
Поначалу было сложно с материальным обеспечением. Первую магнитную шахматную доску сделал супруг Лидии Дворниковой Евгений. А фигурки смастерила она сама. Потом в лицее появились настоящая демонстрационная шахматная доска и – на радость детворе – напольные шахматы. Подключились родители школьников. Приобрели новые шахматные доски. Сейчас интерактивная доска и выход в Интернет есть практически в каждом классе начальной школы.
– Конечно, научить хорошо играть в шахматы весь класс из 30 ребят за один урок в неделю нереально, – признает Лидия Дворникова. – Для желающих значительно прибавить в мастерстве дополнительно нужны общение с профессиональным тренером, индивидуальный подход. Поэтому стараюсь использовать шахматы прежде всего как инструмент развития детей.
Так, на одном из занятий зашла речь о матче за звание чемпиона мира по шахматам между Карповым и Фишером. Один из учеников тянет руку и говорит, что fish по-английски «рыба», значит, Фишер – «рыбак», а Карпов «похож на рыбу»! Так родилась карикатура. Было весело. Такие забавы повышают интерес ребят и к истории шахмат, и к самой игре.
Словом, проект игры фигур в лицее № 6 прижился. А шахматная педагогика уже дает и спортивный результат: в городских соревнованиях «Белая ладья» команда лицеистов, состав которой обновляется, с каждым новым турниром выступает всё лучше. Пример своим воспитанникам подает и ведущая всеобуча: в Новочеркасске, на вседонском турнире среди учителей, преподающих шахматы, Дворникова выступила успешно.
Теперь о методике преподавания. Сейчас во многих школах Москвы (и не только) для проведения всеобуча используют методику Игоря Георгиевича Сухина. Три учебника с рабочими тетрадями, тетрадь для самостоятельных работ. Блестящие дидактические упражнения. И лишь один недостаток– отсутствие практических занятий. А ведь дети с первых занятий спрашивают: «А когда мы будем играть?» Отсутствие практики снижает интерес и не даёт развиваться ещё одному направлению – воспитанию личностных качеств в процессе соревнования. Изучать правила, но не играть – это всё равно, как изучить правила дорожного движения и сказать, что ты умеешь водить машину. Я разработала методику, которая опирается на дидактику Сухина (большое ему спасибо), но в то же время позволяет сочетать теорию и практику уже со второго занятия. Делюсь ею со своими слушателями. Слышать спасибо не только от учителей, но и от преподавателей шахмат с большим стажем бывает очень приятно. Что касается материальной базы, каждый выкручивается как может. Даже на лекции в институт езжу со своей магнитной доской и фигурами. Что уж про школы говорить... Пару раз читала лекции в городском шахматном клубе на Газетном, 92. Большое спасибо за это президенту шахматной федерации города Сергею Ли – это был праздник души!
Помните, наш премьер дал совет... Пока держимся. Завершая лекцию, обычно желаю своим слушателям удачи и говорю, что у них все получится. Надо только полюбить шахматы, и они ответят взаимностью…
Сначала – телега, потом – лошадь...
Шахматный наставник, судья первой категории, член Миллеровской шахматной федерации Екатерина ЕВТУШЕНКО шесть лет вела уроки шахмат в первой гимназии города Миллерово. Сейчас занимается с юными дарованиями в местной школе. У Екатерины Леонидовны есть своя методика. В ней нашлось место даже... шахматным куклам. Это – авторские работы самой Евтушенко.– В миллеровской гимназии № 1, где я проработала шесть последних лет, шахматы включены в расписание начальной школы. Учителя начальной школы за это время стали по-другому относиться к шахматам. Вначале они были просто не против наших занятий. Теперь, когда увидели результаты, даже мысли не допускают, что шахматы не нужны.
– Известно, что далеко не все младшие школьники учатся с желанием. А тут еще шахматы…
– Не секрет, что с мотивацией учебы у детей действительно есть проблемы. Убедилась, что шахматы для многих таких ребят стали дополнительным стимулом для занятий. Знаю немало примеров, когда отстающие на обычных уроках учащиеся именно благодаря достижениям в шахматах уже по-другому воспринимались и одноклассниками, и учителями. Это значительно повышало их самооценку, стимулировало к успехам и в других областях знаний.
Шахматный всеобуч уже перешагнул начальную школу. Сейчас каждый класс «среднего звена» может выставить команду для участия в школьном этапе «Белой ладьи».
Параллельно со всеобучем я вела в гимназии шахматный кружок от Дома детства и юношества. В нем занимались ребята, заинтересовавшиеся шахматами на уроках всеобуча. Провели личное первенство гимназии, в котором приняли участие 24 шахматиста.
– Что, по Вашему мнению, сдерживает развитие шахматного всеобуча для детей?
– Ряд проблем действительно уже высветился. Например, для проведения шахматного урока в гимназии мне приходилось переносить и шахматы, и демонстрационную доску из класса в класс – своего помещения не было. В школе, где стала работать с этого года, кабинет свой есть, но маленький. Однако основная проблема не в помещениях, а в нехватке кадров. Многое держится на энтузиазме преподавателей-шахматистов, а их катастрофически мало. Образно говоря: телегу поставили впереди лошади. Есть ли в наших педагогических колледжах такой предмет, как шахматы? Может быть, я не владею всей информацией по этой теме. Если кто поправит – буду очень признательна. Считаю, что учителями шахмат в школе должны быть квалифицированные шахматисты, которые имеют опыт турнирной борьбы. Иначе детей будем учить играть не в шахматы, а в передвижение фигур по доске!
Необходимы курсы, семинары, обмен опытом преподавательской деятельности, судейства и организации соревнований.
Миллеровский профсоюз образования несколько раз с успехом проводил учительские шахматные турниры, такой опыт нужно приветствовать и развивать. На базе шахматного клуба силами городской шахматной федерации несколько раз пытались организовать что-то вроде методического объединения. Но этот опыт пока нельзя назвать удачным: на голом энтузиазме сегодня мало что получается.
У нас в области проводится немало детских соревнований, но они в основном уже для продвинутых шахматистов. Нужны массовые турниры, где птенцы шахматного всеобуча могли бы попробовать себя. В миллеровской гимназии я регулярно проводила командный турнир среди 3-х классов в честь Дня защитника Отечества. Команда-победитель получала переходящий кубок на целый год. И это заметно стимулирует интерес ребят к шахматам.
Игра фигур и карикатур
Лицей № 6 сегодня среди правофланговых шахматного всеобуча в Шахтах. Этот проект здесь начался пять лет назад, когда шахматные уроки предложили вести учительнице начальных классов Лидии ДВОРНИКОВОЙ.Она – одна из немногих учителей, кто знал, как ходят фигуры: этому дедушка в детстве научил. Но глубоких познаний в премудростях игры на черно-белых полях у ведущей шахматного всеобуча не было. А вот что было – так это энтузиазм и неравнодушное отношение к делу.
Дворникова проштудировала учебно-методическую книгу Игоря Сухина «Шахматы – школе», которая знакомит детей с правилами игры, ее терминами, историей интеллектуальных единоборств. Прошла курсы для преподавателей шахматного всеобуча в Ростовском институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и вебинары корпорации «Российский учебник».
Поначалу было сложно с материальным обеспечением. Первую магнитную шахматную доску сделал супруг Лидии Дворниковой Евгений. А фигурки смастерила она сама. Потом в лицее появились настоящая демонстрационная шахматная доска и – на радость детворе – напольные шахматы. Подключились родители школьников. Приобрели новые шахматные доски. Сейчас интерактивная доска и выход в Интернет есть практически в каждом классе начальной школы.
– Конечно, научить хорошо играть в шахматы весь класс из 30 ребят за один урок в неделю нереально, – признает Лидия Дворникова. – Для желающих значительно прибавить в мастерстве дополнительно нужны общение с профессиональным тренером, индивидуальный подход. Поэтому стараюсь использовать шахматы прежде всего как инструмент развития детей.
Так, на одном из занятий зашла речь о матче за звание чемпиона мира по шахматам между Карповым и Фишером. Один из учеников тянет руку и говорит, что fish по-английски «рыба», значит, Фишер – «рыбак», а Карпов «похож на рыбу»! Так родилась карикатура. Было весело. Такие забавы повышают интерес ребят и к истории шахмат, и к самой игре.
Словом, проект игры фигур в лицее № 6 прижился. А шахматная педагогика уже дает и спортивный результат: в городских соревнованиях «Белая ладья» команда лицеистов, состав которой обновляется, с каждым новым турниром выступает всё лучше. Пример своим воспитанникам подает и ведущая всеобуча: в Новочеркасске, на вседонском турнире среди учителей, преподающих шахматы, Дворникова выступила успешно.