Учитель с 35-летним стажем нашла себя в Монтессори-педагогике

Педагог-психолог Нина ПОГОРЕЛОВА проработала в школе более 35 лет. Когда наступил новый информационный век, все стало стремительно меняться. Подходы и методики прошлого века по воспитанию и развитию детей потеряли актуальность. Дети стали другими. Нина Афанасьевна, оформив пенсию, могла бы работать и дальше, но авторитарным учителем быть уже не хотела, а каким должен быть педагог новой формации, не понимала. И в 2000 году из школы ушла. 

Но без работы жить было скучно. Стала искать новые методики преподавания, и нашла Монтессори-педагогику. Пройдя обучение, стала внедрять ее в Ростове и области. Нина и ее муж открыли несколько детских садиков, работающих по этой методике, а потом начали проводить семинары, которые прошли около 150 учителей. И эти педагоги в свою очередь создали уже свои детские центры, открыли детские садики и школы по этой системе. 

Монтессори-педагогика – это персональный подход к ребенку в группе, который так важен для малышей. Благодаря такому подходу дети уже с 3-летнего возраста становятся самостоятельными: сами одеваются, шнуруют ботиночки, складывают свои игрушки без истерик и капризов: 

– В нашем детском саду 3-4-летние дети сами сервировали стол, наливали суп в тарелки, несли на подносах к столу, это невероятное зрелище! А какая координация движения, какая аккуратность и опрятность закладывается.

А еще Монтессори-дети умеют договариваться со всеми, с кем общаются, и отстаивать свою точку зрения. Многим бы взрослым у них поучиться. В 3-4 года понимают компьютер так, как не могут взрослые 40–60 лет. С одной стороны, это технологически ориентированные дети. Но с другой стороны, считает Нина Афанасьевна, они обладают очень тонкой психикой и повышенной чувствительностью. И общаться с ними нужно по-новому. А часто взрослые люди, мамы и папы, бабушки и дедушки не знают, КАК. Считают: «Будем воспитывать, как нас воспитывали. Мы же выросли и стали хорошими людьми». Однако такой подход приносит немало вреда. Если ребенка подавлять и не удовлетворять его потребности, что является прямой обязанностью родителей, то дети начинают искать другую жизнь на стороне, а это улица, плохие компании, где их поймут. 

– Многие мамы и папы уже чувствуют, что нужно что-то менять в общении с детьми, и хотят осваивать новые знания, – говорит Нина Афанасьевна. – Когда внучки стали подрастать, я поняла необходимость таких знаний.

– Как педагог-психолог Вы консультируете родителей. Создали даже свой сайт.

– Это мой новый проект. Открыла онлайн-консультации, организую тренинги для родителей, посвященные общению с детьми. Не думайте, если человек на пенсии, то он только отдыхает, занимается собой. Я сайт открыла только потому, что люблю работать. И по вопросам, которые получаю, понимаю, что нужна сегодня не только своим внукам.

– Что больше всего волнует родителей?

– То, что дети не хотят учиться, нет мотивации, интереса. Когда начинаем разбираться, оказывается, что родители все делают за детей, это как, помните, в песне «Папа у Васи силен в математике…» Какая уж тут мотивация и детская инициатива, если все это в руках родителей. Так и говорю: отдайте ответственность детям! 1 сентября с 1-го класса ребенок должен учиться самостоятельно, и тогда он сам начнет получать результаты. Да, вначале могут быть разные настроения, ошибки, но будет и опыт, а главное, то, что важно в любом деле – интерес.