Скорочтение – один из способов укрепления памяти. В последнее время он становится все более популярным

– Что главное для человека в скорочтении? – спрашиваем специалиста по скорочтению Игоря ЮРОВА.

– Первое – понимание того, о чем говорится в прочитанном тексте. Второе – умение работать с полученной информацией. И третье – повышение самооценки. Если самооценка высокая – человек движется вперед, заниженная – бросает заниматься. Аргументы: «Я не такой, как все». «У меня ничего не получится». «Возраст берет свое». Вообще скорочтением рекомендуется заниматься с 14 лет. До этого возраста ребенок еще не знает смысла многих слов. Они ему неизвестны. И он не сможет понять текст. А нужно понимание.

– Что еще важно в скорочтении?

– Ассоциации. К примеру, кошка пьет молоко. Какие у вас возникают ассоциации?

– Кошка, которая пьет молоко из блюдца.

– Понимание строится на ассоциациях. Почему вы быстро запомнили про кошку? Потому что у вас в голове сложился образ какой-то кошки: вислоухой, взлохмаченной, спокойной, маленькой. Далее – пьет. С чем ассоциируется это слово? С тем как она лакает молоко или, допустим, делает движение языком. Мысли-образы возникают мгновенно. И у каждого они свои. На этом основывается один из методов быстрочтения. К примеру, зигзагом. Когда вы читаете текст не строчку за строчкой, а пробегаете абзацы зигзагообразно, выделяя про себя ключевые слова.

– Если ребенку еще предстоит набираться опыта, то у пожилых людей его – хоть отбавляй. Поэтому у них ассоциации моментально возникают.

– Не факт. Бывает, родители, бабушки, дедушки приходят с детьми в школу скорочтения. И у них с ассоциациями проблемы.

Мозг ребенка не забит какими-то стандартными установками, как у взрослого. Поэтому ему легче выстраивать ассоциативный ряд. А пожилым нужно упражнять «мышцы» мозга. 

– Только с помощью ассоциаций?

– Они эффективно тренируют память. Я вам назову 10 слов, из них вы запомните 5-7. Назову 10 цифр, вы запомните чуть меньше. Цифры вообще хуже запоминаются. Чтобы информация лучше запоминалась, обращаться надо к ассоциативной природе нашего мозга. Или связям между двумя образами. Опять же, я говорю: «Елка». Ваши ассоциации?..

– Зима, аромат, хвоя, Новый год, мандарины, елочные игрушки, дерево…

– Вы логически выстраиваете ассоциативный ряд. Есть еще ассоциации по способу применения. Где и как может быть применена елка? В виде украшения к празднику. Как напиток – иголки залить кипятком и пить хвойный настой как чай. Массив ели можно использовать в деревообрабатывающей промышленности. А еще любой образ, возникающий в нашем мозгу, связан с эмоциями. Правое «эмоциональное» полушарие побуждает нас к выражению эмоций. Если мы их пытаемся скрывать, только вредим здоровью. Поэтому не надо стесняться плакать или смеяться. В любом случае эмоции не дают «скучать» нашей памяти. И в пожилом возрасте все эти факторы четко проявляются.

– А скорочтение как с этим связано?

– Оно стимулирует работу мозга к поиску новых знаний. С каждым годом объем информации увеличивается в 5 раз. И в этом информационном потоке тем, кому «за».., не так просто найти нужную, проверенную информацию. Допустим, о свойствах ромашки. В одной статье он читает, что чай из ромашки плохо пить на ночь, в другой – напротив, что на ночь его как раз и лучше пить. Опять же, один, допустим, травник советует собирать ромашку в период цветения, другой считает, что собирать ее надо, когда она отцветет. Противоречивой информации очень много. Сейчас все, кто более-менее умеют работают на компьютере, могут набрать на клавиатуре любые статьи и выставить их на своей странице в соцсетях или на сайте в Интернете. И пользователю трудно выловить в ворохе электронных источников полезную, а главное, достоверную информацию. Если вы будете читать 100–150, пусть даже 200 слов в минуту, вам понадобится много времени, чтобы со всеми текстами разобраться. В таком случае скорочтение – палочка-выручалочка. Наши пенсионеры это очень хорошо поняли. И это – не единственная причина.

– Какие еще есть?

– За границей люди в возрасте берегут свое жизненное пространство, живут для своего удовольствия. Они растят детей до 18 лет, а дальше те должны сами себя обеспечивать. У наших пожилых границы личного пространства, увы, нарушены. Они помогают не только своим великовозрастным детям (готовят, стирают, убирают), но и внукам, которых водят в детский сад или школу, посвящают им свое свободное время. Поэтому у них мало времени остается на те же книги. Им на помощь приходит скорочтение. Смысл обучения скорочтению не столько в получении человеком знаний, сколько в их применении.

– Какой метод скорочтения больше подходит пожилым людям?

– Они все эффективны. Допустим, вслух или про себя человек может прочитать от 150 до 200 слов в минуту. Скорочтение делает возможным прочтение 2-3 тысяч знаков в минуту. Это так называемое просмотровое чтение.

– Глазами?

– Да. Когда вы не читаете текст целиком, а по первому и последнему предложению улавливаете, о чем в нем идет речь. Пробегаете его, так сказать, зигзагообразно и понимаете, что эту книгу вам не стоит читать, лучше выбрать другую.

– Мы в студенческие годы во время сессий читали книги по диагонали.

– Это тоже один из способов скорочтения. Но, чтобы так читать, у вас должен быть определенный словарный запас. Как только человек сталкивается с непониманием значения того или иного слова, он потом не понимает, о чем идет в тексте речь. Что такое, к примеру, квартал? Для одного человека это слово означает улицу, для другого – единицу измерения времени, равную трем месяцам. А третий вообще не знает его значения. Недавно повстречались молодые люди. Один из них спрашивает: «Как пройти на такую-то улицу?» Говорю ему: «Через два квартала». Он спрашивает меня: «Что такое квартал?» Вот что значит непонимание слова. Найдите через поисковик в Интернете любое незнакомое слово, и он вам предложит несколько вариантов его значения. Чтобы лучше освоить скорочтение, нужно знать, как толкуются те или иные незнакомые слова. Поиск таких слов, запоминание их – это тоже тренировка памяти. Память, образно говоря, наш шкаф, куда мы «складываем» нужные для запоминания ключевые слова. И скорочтение здесь играет не последнюю роль.

Но об этом поговорим в следующий раз.