Ну вот и закончилось дистанционное обучение! Ура! Наверное, ни одних летних каникул дети не ждали с таким нетерпением, как тех, что в этом году. У взрослых те же ощущения, ведь большинству пришлось принимать участие в учебе ребенка куда активнее, чем раньше: родители отчасти взяли на себя функции педагогов, а учителя занимались бесконечными проверками присылаемых работ, поиском способов объяснить сложную тему за 5–10 минут и общались с учениками. В общем, дистанционное обучение обернулось для многих еще теми сложностями. А ведь никто не даст гарантии, что его не введут вновь. Какие же проблемы оно обнажило, и что нужно сделать взрослым, чтобы помочь детям их преодолеть? Обращаемся к заключению психолога.
Каждый воспринимает по-своему
Из анкетирования, проведенного психологом одного из районных центров медико-социального сопровождения, видно, что примерно половина опрошенных учеников 5-11 классов (676 человек) в период дистанционного обучения не понимали, чего от них хотел учитель (или понимали плохо). Примерно столько же учеников не понимали или плохо понимали новую тему. И около 2/3 школьников с трудом справлялись с выполнением всех заданий и освоением нового материала.РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА УЧИТЕЛЯМ.
• Нужно учитывать, что все по-разному воспринимают информацию: на слух – лишь 15 %, благодаря зрению – 85 %. Поэтому в идеале следует представить материал в виде картинки, схемы, дать ссылку на видео, а уже потом разъяснять.• Необходимо выделять время не только на знакомство с новым материалом, но и на вопросы учащихся.
Компьютеры зависают у всех
Учителя могли дать задание, которое нужно выполнить на время, при этом иногда не учитывая, что компьютеры и сайты могут долго загружаться, зависать.Некоторые предметники давали детям объемные задания. Не учитывали, что ребятам нужно заниматься и по другим предметам.
Иногда школьники получали бесполезные задания, выполнение которых отнимало время, но не приносило фактической пользы (например, учитель геометрии задавал нарисовать рисунок из треугольников). Могли быть письменные задания по музыке, труду, физкультуре, ОБЖ, хотя цель этих предметов, в том числе, – дать возможность школьнику отдохнуть, переключиться после предметов основных, тяжелых.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА УЧИТЕЛЯМ.
• Нужно учитывать общий объем нагрузки на учеников. Для этого можно пользоваться общей площадкой, где вывешено расписание, задания и формы работы для всего класса. Доступ к такой площадке будет иметь каждый учитель (чтобы оставить свое задание), а ученики – иметь возможность просмотра.
• Стоит не забывать о профилактике утомления, как физического, так и психологического. Детям необходимо давать возможность каждые 15-30 минут вставать из-за компьютера, смотреть вдаль, делать небольшую разминку. Детей утомляет большой объем работы, ее однообразие и даже отсутствие учителя (у детей возникает ощущение, что они работают как бы впустую), поэтому при оценивании педагогам нужно отмечать как можно больше работ (по аккуратности, по нестандартному подходу к решению, по способу оформления, по использованию дополнительных источников информации).
• Не задавать при дистанционном обучении задания на выполнение по времени или учитывать особенности техники, которая может давать сбои при работе и загрузке.
Приучите, поговорите, обнимите
У учеников часто страдала самоорганизация (в 42 % – у младшеклассников, в 29 % – у учащихся 5–11 классов), а недостаток общения они компенсировали, разговаривая по телефону, общаясь в соцсетях, участвуя в «клановых» играх.РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ.
• Приучать детей к самоорганизации нужно еще до школы. Если этого не случилось, постарайтесь это сделать сейчас. Определите ребенку круг обязанностей, которые он должен выполнять в определенное или за определенное время, одной из таких обязанностей должны стать и уроки. Разумеется, лучший пример самоорганизации могут подать сами родители.
• Всегда дружите с ребенком. Разговаривайте с ним, в том числе и на темы, почему важно учиться. Стоит порассуждать о том, что ждет бездельника, нестарательного человека или того, кто выполняет работу непродуктивно. Назидания здесь ни к чему, лучше в качестве примера вспомнить историю из жизни или найти соответствующую притчу в Интернете.
• Контролируйте взаимодействие ребенка с гаджетами. Заполняйте высвободившееся время заданиями, общением, совместным проведением времени. В помощь – задания семейного челленджа «Есть контакт», его с легкостью можно найти в Интернете.