О предстоящем на базе Южного федерального университета международном форуме «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке» журналистам рассказали на онлайн пресс-конференции в информационном агентстве «Интерфакс-Юг».

Как отметила ректор ЮФУ Инна Шевченко, форум соберет представителей педагогического сообщества из разных российских регионов. В течение трех дней учителя, представители российских образовательных министерств - просвещения и обрнауки, Российской академии образования, депутаты Госдумы РФ, ректоры вузов, руководители педагогических колледжей Южного и Северо-Кавказских округов, отечественные и зарубежные эксперты в сфере педагогики и психологии будут обсуждать актуальные вопросы университетского педобразования.

Ректор ЮФУ подчеркнула, что форум будет проходить с учетом всех санэпидемиологических правил.

Проблемы решать вместе

Отвечая на вопросы журналистов о непрерывном образовании, президент ЮФУ Марина Боровская сказала, что такое образование становится трендом не только для представителей профессионального сообщества, но для каждого человека. Это отражено в нацпроекте «Образование», включающем не один образовательный проект. Форум станет одной из площадок, где профессиональное сообщество обсудит вопросы развития педобразования и то, насколько педагоги готовы реализовать те задачи, которые стоят в нацпроектах.

«Мы понимаем, что есть проблемы и в самом педагогическом сообществе, - отметила Марина Александровна. - Это связанно с нехваткой кадров, с недостаточной скоростью реагирования на те запросы общества, которые возникают. Эти вопросы надо обсуждать с обществом и теми, кто к нам приходит учиться. Поэтому надеюсь, что разговор на форуме будет серьезный».

Об особенностях форума рассказал председатель оргкомитета, академик Михаил Левицкий. Он подчеркнул, что в эпоху так называемой четвертой промышленной революции накопилось немало проблем в области педагогического образования. Особенность форума - представительство значительного числа различных групп научных педработников, органов педобразования разных уровней. Более тысячи человек изъявили желание принять в нем участие. Свои площадки предоставят ведущие университеты, академическое сообщество разных регионов.

Еще одна отличительная особенность мероприятия - издание по итогам форума монографии, посвященной развитию современного педобразования, стратегии его развития и пути решения накопившихся проблем. Оргкомитет также издаст аналитический доклад, который будет направлен представителям органов образования, обеих ветвей исполнительной и законодательной власти для того, чтобы они на основании рекомендаций, выработанных на форуме, могли принимать адекватные, значимые решения, по совершенствованию системы образования.

И «цифровизация» всех учителей

На вопрос, как изменилась система подготовки педагогов в связи с коронавирусной пандемией, академик Левицкий ответил, что по всему миру обучающиеся ушли на удаленное обучение. В атласе будущих профессий содержатся новые профессии для школы, в том числе тьютер, модератор цифровых систем. В принципе, отметил академик, подготовка специалистов в этой области у нас, к сожалению, отстает. Сколько будет продолжаться ситуация с коронавирусом, неизвестно, поэтому в настоящее время в высшей школе готовятся кафедры, институты цифрового образования, которые обеспечат цифровую

подготовку педагогов. В ближайшей перспективе 100% педагогов должны быть подготовлены к работе в условиях онлайн-режима.

Каким должен быть современный педагог?

Об этом рассказал директор Академии психологии и педагогики Владимир Кирик. Какова миссия педагога в современном обществе? Мы привыкли считать, что педагог - это тот человек, который восстанавливает и обеспечивает непрерывность исторической памяти. В условиях глобальных вызовов очень важно эту культурную, социальную миссию педагога сохранить. Это с одной стороны. С другой стороны, считает Кирик, очень быстро меняется технологический уклад жизни. Профессии будущего быстро становятся профессиями настоящего. И очень важно, чтобы педагог был не только сильным методистом и психологом, но и предметником. Чтобы он смог сориентировать ученика на выбор профессии и дать ему те знания, которыми пригодятся в овладении выбранной профессией. Более того, сегодня многие профессии становятся наукоемкими, основанными на исследованиях. Это означает, что учитель должен дать не только предметную, культурную компетенцию, но и сформировать исследовательскую. Эти вопросы, а также вопросы непрерывного образования будут обсуждаться на форуме.

Отвечая на вопрос журналиста «НВ» о результатах целевого обучения в Академии психологии и педагогики университета, о котором директор академии рассказывал нашей газете три года назад, Владимир Кирик ответил, что на основе этой идеи в рамках образовательного кластера реализован проект «Педагог образовательного кластера», который предполагал целевой договор с талантливыми студентами. После его подписания им предлагались вакансии в общеобразовательных учреждениях. «Целевой договор постепенно переходит в трудовой контракт после получения выпускником диплома, - сказал Владимир Александрович. - В 2017 году в этой программе участвовали 200 студентов, сейчас - 400. И число желающих растет».

Трудовой договор расширен соцпакетом. По решению администрации Ростова молодые педагоги получают от города квартиры на условиях социального найма. Более того, под строящиеся объекты системы образования на старших курсах из студенческих групп, полностью создаются педколлективы, которые придут работать уже в сданные в эксплуатацию образовательные учреждения. Данный опыт подготовки педагогов специалисты академии представят на форуме.

Остается добавить, что форум пройдет с 30 сентября по 3 октября в Южном федеральном университете.