Школьники складывают амфору из пазлов, строят Елизаветовское городище, переправляют товар из одного греческого города в другой… А выполнять такие задания им помогают учебные пособия по истории Донского края.

Ирина ПИМКИНА, учитель истории, обществознания шахтинской школы № 27: «Мне нравится, что к истории Донского края прилагаются тетради проектных работ, которые разработаны для каждого из муниципалитетов области. Например, по нашим тетрадям мы можем отследит

Проект совершенствуется

Мы уже писали о проекте «Донской край – наш общий дом». Его цель – расширить детские знания о жизни Донского края с древнейших времен до наших дней. Проект включает в себя сайт, предполагает проведение совместных мероприятий учеников и учителей школ с сотрудниками музеев, университетов. Но все же главная составляющая проекта – это школьные пособия по истории Донского края. 

Первые книги инициатор проекта ООО «Донской издательский дом» выпустил более 10 лет назад. С тех пор издания совершенствуются. В нынешнем учебном году вышли новые книги проекта. Вместе с ними были выпущены рабочие тетради по истории Донского края. Пособия проходят апробацию в 12 школах области. Мы побывали в двух из них.

Как строили скифы?

В шахтинской школе № 27 краеведение не входит в обязательную программу – его изучают на дополнительных занятиях. К делу подходят основательно. Второй год подряд школа признается лучшей в области по организации работы по военно-патриотическому воспитанию. Есть здесь и замечательный школьный музей, кстати, участник нашего конкурса «Мы помним». Усилиями школы выпущена книга «Забвению не подлежит...» о зверствах фашистов на шахтинской земле... 

Мы побывали на уроке краеведения в пятом классе. Его проводила Ирина ПИМКИНА – учитель истории, обществознания и заведующая школьным музеем. Ребята изучали железный век и возникновение Елизаветовского городища. 

Сначала ребята вспомнили, какие народы населяли наши края к тому времени. Киммерийцев сменили скифы. Они торговали с греками. С территорией, которую занимали эти народы, ребята познакомились по контурной карте в рабочей тетради. Дельту реки Танаис (Дон) изучили благодаря иллюстрациям в учебном пособии. Потом ребята собирали амфору из пазлов (заготовки были в самих рабочих тетрадях), обсуждали, чем снаряжали корабли, которые шли из Милета в Кремны и обратно. А потом стали строить и само Елизаветовское городище – приклеивать бумажные домики к доске. 

Максиму БОЖКО понравилась тема про поселение Кремны. Оно находится возле Таганрога, на дне Азовского моря. Когда-то там бурлила жизнь, а потом его вдруг все покинули. Почему? Максима интересует эта тайна. 

Афина БУГЛОВА показала любимую иллюстрацию в книге – фотографию грота около хутора Скельновского. На полу грота – древние петроглифы. Около 6 тыс. лет назад воины проходили там испытания. Чтобы доказать, что они настоящие мужчины, нужно было преодолеть узкую пещеру и броситься в водопад. Вот испытание так испытание, могли бы одноклассники Афины сделать так же?

А вот Даше ДАРМИНОЙ интересна работа археологов, которая подробно описана в учебном пособии. Ребятам предлагается самим побывать в роли археологов и выполнить разные задания.

Иллюстрации вместо раскопок

В Шахтинском имени генерала Я.П. Бакланова казачьем кадетском корпусе в рамках курса краеведения ребята ездят на раскопки, привозят древние артефакты, которые выставляются затем в школьном музее. 

Елена САВЧЕНКО, учитель истории и географии Шахтинского кадетского корпуса, для преподавания краеведения выбрала учебные пособия по истории Донского края. Уверена, что и дальше будет по ним работать.
Елена САВЧЕНКО, учитель истории и географии Шахтинского кадетского корпуса, для преподавания краеведения выбрала учебные пособия по истории Донского края. Уверена, что и дальше будет по ним работать.

– Учебные пособия по истории Донского края с хорошими иллюстрациями, поэтому по ним легко изучать материал, – рассказала Елена САВЧЕНКО, учитель истории и географии шахтинского кадетского корпуса. – К тому же есть видео в Интернете. Думаю, большим подспорьем окажется сайт проекта, когда на нем появится информация о музеях, где представлены экспонаты по той или иной теме, фильмы, где через личный кабинет можно будет задать возникшие вопросы ученым, сотрудникам музея. Дети ведь народ любопытный. Ну а в нашем случае очень выручают экспонаты, которые есть в нашем музее. Вот и сегодня на урок в 6-м классе я принесла их.

На занятиях ребятам рассказывали о ремесленниках древнего города Азак. От парты к парте передавались старый глиняный кувшин, костяной гребень, женские украшения. Ребята их рассматривали, щупали, нюхали, только что на вкус не пробовали. Тема явно увлекла всех. Но это ведь на уроке, где все предусмотрел и организовал учитель. А станут ли мальчишки повторять и закреплять материал дома – возьмут ли в руки учебное пособие?

– Я могу хоть дома, хоть в школе просто так листать, читать, рассматривать учебные пособия по истории Донского края, – говорит кадет Александр ТИТОВ. – Книга как сборник интересных рассказов о жизни людей в прошлом. Мне интересно почитать, как жили люди в наших местах.

– Мне нравится, что здесь много картинок, бывают задания, когда можно рисовать, а еще мне интересно читать диалоги детей из прошлого и настоящего, – высказал свое мнение Никита КУЗНЕЦОВ.

Преподавание истории Донского края сегодня во многом зависит от решения самой школы, заинтересованности учителей и родителей.

Методическая база учебных пособий позволяет легко внедрять и осваивать этот курс.

Содержательная база курса предоставляет возможность ученикам вести исследовательскую и проектную деятельность, привлекая ресурсы библиотек и музеев.