В Ростовской области по инициативе губернатора Василия Голубева выпустили «Книгу лучших рецептов для школьного питания». Она поможет обновить меню в школьных столовых и отчасти решить проблему отходов

В большинстве школ рецепты блюд не менялись с 80-х годов прошлого столетия и перестали быть интересны детям. Это одна из причин, почему объем отходов в школьных столовых достигает сегодня от 30 до 80 %. И это при том, что сами блюда могут быть выполнены из качественных продуктов и приготовлены по рецептуре. «Книга лучших рецептов для школьного питания» расширяет перечень  рецептов школьных блюд, а их использование носит исключительно рекомендательный характер. 

Созданию книги предшествовало проведение конкурса «Школа со вкусом». В нем соревновались лучшие повара региона. Они разработали и представили актуальные блюда, соответствующие всем требованиям предъявленным к детскому питанию.  

Лучших из лучших определяло жюри – дети, родители, представители поварского сообщества и образовательных организаций. Они отобрали самые вкусные и красивые блюда. Их-то рецепты и попали в книгу.

В издании – четыре раздела: рецепты завтраков, обедов, горячих блюд и напитков. Ингредиенты  самые простые: творог, яйца, печень, крупы, овощи, фрукты, рыба, мясо – они на школьных кухнях найдутся и сегодня. Да, собственно, ничего принципиально нового не предложишь, ведь еда должна быть приготовлена исключительно из полезных продуктов. И вот тут возникает сомнение, а действительно ли дети начнут лучше есть в столовых, если изменить лишь рецепты и сделать блюда внешне более привлекательными? Основа ведь останется прежней.

Мы обратились к нашим читателям и узнали у них, что они думают о школьном питании.

Анна, мама:

– У меня 2 школьника: один – в начальной школе, другой – в средней. Питание в нашей школе отвратительное. После введения бесплатных обедов для начальной школы оно стало еще хуже.

Я не могу понять, как каша может быть не просто холодной, а застывшей в 9 утра? Даже если ее сварили в 5.00, она не успеет остыть. Вывод один: кашу варили накануне без молока и масла, иначе она прокисла бы. 

По поводу меню: каша на воде с соленым огурцом либо с самой дешевой сосиской вряд ли принесет пользу растущему организму. А другого в нашей школе не бывает. Говядины нет, курица – крайне редко и в виде странного гуляша или котлет, на 99% состоящих из хлеба. Вместо масла на бутерброды – дешевый маргарин. 

Про овощи и фрукты вообще молчу. Не думаю, что эти продукты не закупаются. Зато в дни проверок столовой у нас и первое, и второе, и компот. 

Разработку меню нужно начать с тотального контроля за закупками продуктов и последующего их использования. А пока питание организовано по принципу: самое вкусное себе, а детям сварим из того, что осталось. Естественно, школьники не едят в столовой, вся эта каша потом тоннами идет в мусорку. И получается бессмысленная трата денег. 

В нашей школе лучше бы на выделяемые деньги детям давали булочку и яблоко. Это действительно то, что дети едят и им нравится. И штат поваров не нужен был бы. Обеспечить полноценным питанием на выделяемые деньги детей не получится, как ни стараться.


Зинаида ГРИНЬКО, директор ростовской школы № 96 «Эврика-развитие»:

– Мы стремимся сделать все, чтобы дети хорошо ели в школе, и в общем-то у нас это получается. Определенные проблемы наблюдались с введением нового меню. Это случилось несколько лет назад, когда для нас стали готовить повара МУП «Школьное питание». Но ситуация быстро наладилась.

Могут возникать трудности из-за технологий приготовления: они разнятся в школе и дома – мы не можем дать детям салат с майонезом. Но здесь, конечно, ничего менять не будем.

Иногда появляется недопонимание по незнанию – когда ребенок просто не знаком с продуктом. Например, никогда не ел дома печень, а в школе увидел ее и испугался, подумал, что это – черное мясо. Конечно же, обескураженная мама сразу обратилась к нам. После разъяснения все стало на свои места.

С родителями нужно общаться. Они должны быть уверены, что их детей кормят хорошо. Именно поэтому в нашей школе работает родительский контроль, когда родители приходят в столовую и видят, как питаются их дети. 

Для самих школьников у нас проводится курс «Здоровое питание», где рассказывается, как питаться правильно, какие блюда бывают, почему в столовой именно такое меню и чем оно полезно.

У нас в школе даже дети с расстройством аутического спектра едят с удовольствием. Хотя с едой у них и дома большие проблемы бывают. Хорошего результата мы добились благодаря проекту «Веселая кулинария». Его участники приходят на кухню и сами готовят себе еду. Конечно, это что-то простое: бутерброд, чай. Но зато дети едят с удовольствием. А потом мы постепенно вводим в их рацион обычные блюда из нашей столовой. И все получается. 


Надежда ДРОЗДОВА, мастер производственного обучения в Донском техникуме кулинарного искусства и бизнеса:

– Школьное питание должно быть калорийное, горячее, вкусное и иметь эстетичный вид. Но качество продуктов, которые сегодня доставляют в школьные столовые, как правило, не позволяют приготовить блюда такими.

Еда в школьных столовых должна быть не только полезной и вкусной, но и эстетичной.
Еда в школьных столовых должна быть не только полезной и вкусной, но и эстетичной.

Меню в течение недели не должно повторяться. В нем хотелось бы больше видеть салатов, овощей. Пусть бы это были бюджетные варианты, например, капуста и морковь, капуста и зелень.  Фрукты нужны, рыба хорошего качества. 

Дети не очень хорошо относятся в школах к крупам, потому что в каши часто даже масла не добавляется, не соблюдаются технологии приготовления. Конечно, хотелось бы, чтобы повара добросовестнее относились к своим обязанностям. Хотя зарплаты у них, конечно, не такие, как в ресторане. В том числе и отсюда возникает соответствующее отношение к работе. 

Школам нужны диетологи, потому что в них очень много детей с ослабленным здоровьем.

Важно, чтобы к правильному питанию ребенок приучался дома, потому что, если, придя в школу, он не привык к жидким блюдам и кашам, вряд ли он станет их есть в школьных столовых, а вот пиццу ему там подать все равно не могут, как бы он ее не любил, – она не соответствует нормам детского питания. 

Вообще, нельзя сказать, что во всех школах кормят плохо, а вот проблемы с детским питанием там действительно существуют. Поэтому к их решению нужно подходить комплексно.