• Спецоперация на Украине
  • Наша победа
3 июл 2025 г.
  • Рубрики
    • Новости
    • Точка зрения
    • Политика
    • Экономика
    • Происшествия
    • Общество
    • Здравоохранение
    • Экология
    • Наука и образование
    • Культура
    • Спорт
    • Туризм
    • Фоторепортаж
    • Видео
    • После публикации
    • Рады помочь
    • Законодательные акты
  • Все публикации
  • Новости
  • Проекты
  • Собеседник
  • Мне нужна мама
  • Спасти газету
Search
Search
  • Главная
  • Все публикации
  • Наука и образование
  • Болонская система: что останется?

Болонская система: что останется?

Дата публикации: 2 июл 2022 г.

Министерство науки и высшего образования РФ заявило о возможном выходе России из Болонской образовательной системы. Выпускники школ, студенты, их родители задаются вопросом: что с образованием будет дальше?

Ирина Хансиварова
Ирина Хансиварова
2894
Болонская система: что останется?

– Ничего трагичного не случится, – уверяет доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой общей физики физфака Южного федерального университета Вячеслав Малышевский. – Никто из желающих учиться без высшего образования не останется. Вопрос в том, каким оно будет. Надо признать, что многие преподаватели изначально были против введения Болонской образовательной системы. К примеру, представители учебно-методического объединения по физике возражали против внедрения двухступенчатого образования и ликвидации специалитета. Что получилось? Мы уничтожили специалитет по физике, радиофизике. Учебные планы разбили на две части: одну – для бакалавриата, другую – для магистратуры.

Идея бакалавриат плюс магистратура оказалась у нас невоплощенной. Потому что бакалавриат предполагает некое общее университетское образование, а в магистратуру может поступить выпускник любого бакалавриата. У нас в магистратуру по физике шли, к примеру, ребята, которые окончили бакалавриат экономфака, юрфака. Правда, они потом быстро оттуда ушли. Если такой подход в образовании разрешен законом, то возникает вопрос: как учить? Как человек, не получивший знания по общей физике в университете, будет учиться в магистратуре? То есть произошло насильственное внедрение двухуровневой системы, что во многих случаях снизило качество подготовки специалистов.

Кстати, и в западных вузах с Болонской системой тоже не все было гладко. Когда в 2010 году я был деканом физфака, мы, с большой группой представителей университета, ездили в Дюссельдорф знакомиться с их системой образования. Посетили крупный технический вуз, из которого многие профессора ушли в знак протеста против, как тогда говорили, «Болони». Возмущались тому, что немецкий инженер – бренд специальности. И вуз теряет его при новой системе образования. Когда я задал вопрос ректору, где и кем после окончания бакалавриата сможет работать выпускник, он ответил: в самом низшем управленческом звене крупной компании типа «Мерседес» или «Фольксваген». На этом уровне и будет работать. Потому что «Мерседес» имеет свою систему переподготовки.

Если в связи с выходом из Болонской системы рьяные чиновники все возьмут под козырек и приступят к очередной революции в образовании, это будет очень плохо. Потому что мы снова станем переделывать учебные планы, займемся кучей бюрократической, никому не нужной работы, которая просто отвлекает от учебного процесса. Если уж что-то делать, то постепенно. Где-то магистратура должна остаться, где-то нужно возвращаться к специалитету.

И еще. В образовании надо навсегда забыть о понятии «услуга». Иначе получается, что государство не имеет никакого отношения к образованию. Надо понимать, что образовательная система не сфера услуг. Услугой может быть дополнительное образование, но никак не общее и высшее.

Наталья, преподаватель ДГТУ:

– Не все в Болонской системе было однозначно. К примеру, не всегда у студентов была возможность проходить практику на производстве. Отсюда возникало недопонимание между нами, преподавателями, готовящими специалистов для промышленной отрасли, и работодателями. Представители производственных компаний жаловались на то, что выпускники плохо представляют, чем они должны заниматься на производстве. Очень многие программы по подготовке на бакалавриате остались урезанными. Работодатель не мог разобраться в том, кого готовят на бакалавриате, а кого – в магистратуре. На мой взгляд, подготовка на бакалавриате вуза соответствует уровню обучения в хорошем техникуме, а магистратура дает полное университетское, то есть высшее образование. Это как-то надо разделять. Нужен анализ деятельности образовательной системы. Тогда станет ясно, где можно сохранить двухуровневую систему, а где – не нужно.

Ольга, преподаватель Академии архитектуры и искусств ЮФУ:

– ЕГЭ, интенсивы, тесты, модули и прочие формы обучения, пришедшие с Болонской системой, давались всем непросто. Теперь нам говорят: все, вы свободны от этого опыта – мы вышли из Болонской системы. Конечно, тот опыт, который я наработала за все время преподавания в университете, останется со мной и найдет применение. Но, вообще, очень не хочется быть изолированным от мира. Академическая мобильность, которая является одной из составляющих Болонской системы, давала возможность преподавателям, студентам бывать в других странах. Студенты без каких-либо экзаменов могли на полгода, а порой на год уехать в вуз другой страны, погрузиться в его образовательную среду. Познакомиться с культурой, бытом страны пребывания. Европейские студенты приезжали учиться к нам. И тоже знакомились с нашей культурой, традициями. Особенно это важно для людей творческих, коими являются мои студенты.

Считаю, что то лучшее, что было в Болонской системе, надо оставить, добавив к нему отечественные наработки, накопленные в образовании. Существует понятие так называемого вживания одного опыта в другой. Это не синтез, это нечто гармоничное. Вот эту, скажем, гармонию в образовании и надо сохранить.

Наталья, третьекурсница РГЭУ (РИНХ):

– Мои родители учились в вузе, когда не было бакалавриата и магистратуры. Учились одной специальности пять лет. Моя мама – бухгалтер. Очень хорошо разбирается во всех тонкостях бухгалтерии и аудита. Она считает, что за пять лет обучения в советском вузе студенту, при большом желании, можно было бы стать нобелевским лауреатом. Такие знания давал вуз! Вот и я думаю, зачем на бухгалтера учиться четыре года на бакалавриате, затем еще два года в магистратуре? Не проще ли получить специальность за пять лет? Поэтому я за то, чтобы в вузах, где это возможно, были специалитеты.

Марина, студентка 2-го курса ЮФУ:

– Сейчас я учусь на бакалавриате филфака ЮФУ, но после окончания учебы хотела бы поступить в магистратуру, связанную с дизайном. Однако, как я поняла, министр науки и высшего образования Валерий Фальков считает, что в магистратуру можно будет поступать по основной специальности, полученной на бакалавриате. Такое ограничение лишает студента права выбора, что предполагается Болонской системой. Получается, что я не смогу окончить ту магистратуру, которую бы хотела. Мне кажется, что если создавать свою образовательную систему, то нужно учитывать запросы студентов. И в целом вопросы образования надо решать, вынося их на обсуждение профессорско-преподавательского и студенческого сообществ, а не кулуарно.

Сергей, магистрант ДГТУ:

– Болонская система образования – динамичная, вполне современная. Если нас оттуда «попросили», это не значит, что ее надо назло кому-то ломать. Я, допустим, вообще никаких проблем не вижу. Надо просто переориентироваться на вузы восточноазиатских стран, где образование близко к болонскому, скорректировать с ними, под свои образовательные задачи, учебные программы, обмениваться студентами, преподами, заниматься вместе наукой, развивать IT-технологии на площадках вузов. Больше давать вузам нашим свободы и меньше грузить их директивами.

Распечатать
Подпишитесь на нас в:
Google Yandex
Поделиться:
Сообщить об ошибке

Сообщение об ошибке

*
*
Смотрите также
Ещё
Loading...
Наше время
Точка зрения
Гонки по спирали
Гонки по спирали

В донском минтрансе вернулись к давно забытой и отвергнутой идее ростовского монорельса

Подробнее
Loading...
Районы
Архив
←
→
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Loading...
Loading...
Loading...
Наши партнеры
Ростов без наркотиков Журналист Крестьянин АРС-ПРЕСС Дон ТР
  • © АНО «Редакция газеты «Наше время» (2000–2023)
  • Сетевое издание «НВ газета» зарегистрировано в Роскомнадзоре - свидетельство Эл № ФС77-62951 от 04 сентября 2015 г. В запись о регистрации СМИ внесены изменения  в связи со сменой учредителя 22 августа 2023 г.
  • Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-85684.
  • Юридический адрес: 344068, г. Ростов-на-Дону, пер. 4-й Автосборочный, 1.
  • Фактический адрес: 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 18.
  • Главный редактор - Вера Николаевна Южанская
  • Учредитель: АНО «Редакция газеты «Наше время»
  • Справка: +7 (863) 250-90-91, ntime@rostel.ru

Разработка сайта: INTEGRANTA

  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • О газете
  • Авторы
  • Политика конфиденциальности персональных данных

Разработка сайта: INTEGRANTA