Дата публикации:
16 июл 2022 г.
В этом году сразу четверо выпускников лицея № 33 им. Ростовского полка народного ополчения получили 100 баллов, сдавая ЕГЭ по математике профильного уровня. Как удалось добиться такого результата и можно ли его повторить? О своих наблюдениях рассказала Ольга БУБЛИЧЕНКО, учитель математики лицея № 33
2487
Учитель математики лицея № 33 Ольга БУБЛИЧЕНКО: «В математике каждая новая тема должна быть отработана до автоматизма. А достигнуть этого можно только постоянной практикой».
Много математики
Скажем сразу, готовых рецептов здесь не существует. Так, по представлениям Ольги Александровны, еще двое ее выпускников могли в этом году набрать на итоговой аттестации максимальные баллы. Но экзамен есть экзамен, и результаты у этих ребят оказались иными. А вот четверо стобалльников – Андрей Грек, Елена Акопова, Егор Шамшуров и Кирилл Воловиков – достигли наивысшего показателя благодаря собственным труду и способностям, усилиям учителя, репетитора и родителей. Ну и роль везения исключать нельзя.– Официально наш лицей не имеет статуса математического (его он носил с 1962 года по начало двухтысячных, потом все поменялось, нам запретили проводить отбор). Однако фактически он сохранил свою направленность, и точным наукам здесь уделяют особое внимание, – рассказывает Ольга Александровна. – В 10-11-м классах на изучение математики в лицее отводится 7-8 часов (шесть – по программе, хотя и это сегодня есть не в каждой школе, и 1-2 так называемых лицейских часа).
Понятно, что Ольге Александровне не хватает и этого времени – слишком обширная обязательная программа, тем более что педагог старается досконально изучить не только ее, но затронуть и другие темы (это поможет ученикам на экзамене). Стоит перед педагогом и еще одна непростая задача: научить справляться с трудными заданиями и детей одаренных, мотивированных заниматься математикой, и тех, у кого эта наука особого интереса не вызывает, – в лицее при поступлении ведь не ведется отбор детей с математическими способностями. Правда, Ольга Александровна отмечает, что в ее классах хватает ребят, которые усиленно занимаются предметом, а остальные, видя результат одноклассников, стараются к нему подтянуться.
«Люблю. Поэтому ругаю»
Ольга Александровна приветствует занятия с репетитором: чем больше источников информации, считает она, тем лучше. Но сама со своими детьми никогда как репетитор отдельно не занимается. Если кому-то что-то непонятно, на любые вопросы учеников готова ответить в классе. Кроме того, как-то раз она попыталась заниматься дома с сыном.– Не выдержали нервы. Я стала кричать на мальчика: «У меня самые неспособные это понимают, а ты ничего не соображаешь!» – рассказывает Ольга Александровна. – Больше экспериментировать не стала. Собственно, по этой же причине не занимаюсь со своими учениками. Это же – мои дети.
Но вот самим школьникам, считает учитель, дома решать нужно много. Одних школьных уроков для постижения предмета не хватит. Ведь в математике – пропусти одно звено в цепи изучения, и дальше уже ничего понимать и решать не сможешь. Поэтому каждая новая тема должна быть отработана до автоматизма. А достигнуть этого можно только постоянной практикой.
– Хорошо, когда ученики мотивированы учиться, – рассказывает Ольга Александровна. – Неважно, чем это обусловлено: интересом к предмету, осознанием, что это необходимо... В любом случае дети будут заниматься, особенно если на страже их образования стоят родители. Сложнее бывает, когда у ребят нет мотивации. Особенно в 8-м классе – наступает непростой возраст. Становясь старше, они уже понимают, что к чему, и при желании стараются и наверстать упущенное, и постигать новые темы. Но все же лучше все темы осваивать вовремя.
Андрей ГРЕК, Елена АКОПОВА, Егор ШАМШУРА и Кирилл ВОЛОВИКОВ окончили в этом году ростовский лицей № 33 и получили по 100 баллов по математике. Ольга БУБЛИЧЕНКО считает, что это результат совместной работы самих ребят, ее, как учителя, репетитора и родителей.
Олимпиады и дружба
Важно участвовать в математических олимпиадах. Нынешние стобалльники Бубличенко участвовали в них с пятого класса. Это расширяло их кругозор, мотивировало на достижение результата. Даже в 11-м классе эти ребята успевали принять участие в шести – девяти математических соревнованиях. К моменту окончания школы стали победителями или призерами олимпиад всероссийского уровня, что давало им право поступить на профильные факультеты российских вузов вне зависимости от количества баллов, набранных на ЕГЭ. Сегодня трое уже определились с выбором вузов. Они пойдут в Московский государственный университет и Санкт-Петербургский институт точной механики и оптики.– А как же остальные предметы, когда ребята успевали заниматься ими? – спрашиваю Ольгу Александровну.
– Спасибо моим коллегам. Они входили в их положение. Хотя нельзя сказать, чтобы эти дети забросили остальные предметы. Например, по русскому языку они получили от 80 до 94 баллов. Это великолепный результат для ребят, сделавших упор на математику и имеющих склонность именно к точным наукам. Но а вообще эти дети много трудились. Их родители говорят, что последний год они занимались, не поднимая головы. Это разносторонне развитые дети, имеющие увлечения и друзей. Просто они поставили перед собой цель и делали все для того, чтобы ее достигнуть. А вообще, учеба – это колоссальный труд.
– Каждый ли мотивированный ученик может получить 100 баллов на ЕГЭ по математике?
– Нет. Должны быть соответствующие способности. Сама не всегда могу решить все задания на ЕГЭ. Это непросто. Из трехсот двух тысяч российских выпускников, сдававших математику профильного уровня, 100 баллов получили только 579 человек – это доли процента от общего числа сдававших.
– Как вы считаете, что помимо знаний должен вынести из школы любой выпускник?
– Умение дружить. В школе мы все проводим очень много времени. И хорошо, если класс станет родным, как семья. Если этого не произойдет, будет тяжело. Я была классным руководителем у тех ребят, что закончили школу в этом году, и у нас всегда складывались хорошие отношения и с ними, и с их родителями (мне вообще везет с учениками). Я надеюсь, что школьную дружбу мои выпускники пронесут через годы.