Элеонора Геннадьевна МАНЦЫГИНА, учитель русского языка и литературы школы № 107 Ростова-на-Дону. Почетный работник общего образования. Дважды победитель конкурса «Лучшие учителя Российской Федерации». Вошла в ТОП-100 лучших учителей России в 2018 году. Руководит этнокультурным музеем школы.
Мы впервые встретились во время подведения итогов очередного этапа конкурса школьных музеев «Мы помним». Шло награждение, вручались кубки и дипломы, лауреаты выступали с ответным словом.
Ее выступление запомнилось. Руководитель музея ростовской школы № 107 Элеонора Манцыгина заговорила о том, что сегодня ученикам нужно объяснить, с чем мы воюем на Украине.
– Об этом почти не говорят в семьях. Но дети должны знать, что такое нацизм. И кто такие настоящие герои. Ребята должны гордиться своей страной и своим народом… Говорю это как внучка фронтовика, дочь и жена офицера, мать военнослужащего, воюющего на Украине.
Зал аплодировал стоя...
ЕЕ ДЕД служил в полку НКВД, погиб в 1944-м. Бабушка чудом избежала расстрела – спасли соседи. Отец 25 лет прослужил в армии, в дальних гарнизонах. Так сложилась судьба, что школьные годы Элеоноры прошли на Украине. Язык знает в совершенстве.
– Когда я слышу речь Зеленского, то сразу улавливаю нехарактерный для носителя языка акцент. Этот человек говорит на украинском как на иностранном… То, что за эти годы сделали с Украиной, явно имеет западные корни. Печально, что мы на это никак не реагировали…
Огромной ошибкой стало в свое время то, что из тюрем досрочно освободили бывших бандеровцев. Они бывшими не бывают. И уже в те годы началась подготовка нового поколения нацистов.
Муж Элеоноры Геннадьевны – наполовину украинец. Сын, получается, украинец на четверть. Муж прошел Чечню, Осетию, Чернобыль. Сыну пришлось воевать на Украине.
– Как часто мне приходится слышать: зачем мы туда полезли, что нам там надо? У людей впечатление, что происходит это где-то далеко и не с нами. С нами! Если мы все не поймем, что защищают наши ребята в спецоперации, мы вырастим поколение, которое не сможет противостоять врагам. Школьные музеи могут очень многое. Нам только нужно правильно использовать их возможности. Бытует мнение, что патриотическое воспитание – это изучение и освещение событий, связанных исключительно с Великой Отечественной войной. Да, это очень важно, но этого мало. Слава Богу, в истории нашего народа так много примеров, которыми можно и нужно гордиться! И в семьях есть свои герои, и рядом живут настоящие герои. Мы, музейные педагоги, должны научить детей гордиться своим народом. Вот я рассказываю пятиклашкам об Азовском осадном сидении. 1641 год! Людям в крепости враг предлагал золото, деньги, обещал не тронуть никого и примерно наградить всех, кто покинет крепость. Не сдался ни один человек. Защитники крепости покинули ее, так и непокоренные. Когда они ушли, крепости практически не было – ее пришлось строить заново, они унесли даже камни… Для детей это становится потрясением. А ведь это – наша история! И вот мы с ними вместе всматриваемся в прошлое, разгадываем загадки, радуемся находкам, делаем открытия.
Поверьте, этот путь делает человека человеком…
В МУЗЕЕ ШКОЛЫ № 107 – несколько экспозиций. Здесь залы, посвященные казачеству, культуре народов Дона, есть экспозиция о мировых религиях. В этом году по решению директора школы Сергея Сергеевича Алтухова музею будет выделено еще одно помещение – там разместят материалы, посвященные Ростову во время оккупации, Миус-фронту, почетному гражданину Ростова-на-Дону Геворку Вартаняну.
Здесь налажены прочные связи с национальными культурными диаспорами, дружит музей со Старочеркасским историко-архитектурным музеем. В школу привозили из Старочеркасской передвижную выставку «Культура и быт донских казаков». Больше 2000 учеников Ворошиловского района посетили эту выставку.
Диаспоры передают в музей новые экспонаты – национальные костюмы, музыкальные инструменты, предметы быта. Вообще, создается впечатление, что школьный музей живет какой-то своей жизнью, вовлекая в ее орбиту все новых и новых людей.
Конечно, главной творческой силой по-прежнему остается Элеонора Геннадьевна. Она абсолютно убеждена, что подлинники обладают особой притягательной силой. В школьном музее все экспонаты можно трогать, рассматривать, брать в руки. И ощутить, например, каким нелегким делом была глажка белья с помощью утюга на углях. Или стирка в деревянном корыте. Чугунный утюг Элеонора Геннадьевна привезла из Абхазии, куда ездила в отпуск. Рулоны камыша для крыши куреня – из Каменска. Учителя и родители приносят из дому хранящиеся в семьях вышивки, старинную посуду. Одна учительница подарила музею персидскую шаль удивительной красоты – ее прабабка когда-то выходила в ней замуж…
У каждой вещи – своя жизнь, своя история, и все это идет в общую копилку музея, делая его богаче.
Каждое поколение учеников что-то оставляет музею на память. Вместе с Элеонорой Геннадьевной ребята проводят исследования происхождения слов, которыми пользовались когда-то жившие на Дону люди, а теперь пользуемся мы. Пишут работы о том, что объединяет разные религии, что общего в обычаях народов, живущих в наших краях…
Обычно в классах учатся дети разных национальностей – русские, грузины, дагестанцы, татары, азербайджанцы, армяне. И как интересно получается у них рассказывать о традициях, которые сохраняются в семьях! И как потом сравнивают, находят похожие черты.
– Есть общечеловеческие ценности, которые объединяют, и есть нацизм, который уничтожает человечество. Это – непростой разговор, но вести его нужно.
Я рассказываю детям о трагедии Змиевки. Беру список казненных, и мы читаем: «…год рождения – 1940, 1939, 1941…» За что нацисты убили этих детей? Чем они угрожали рейху?!
Я показываю фотографии Волынской резни. Дерево, увешанное детскими телами… Сознание не хочет это принимать. Но это – было! И те, с кем сейчас наши бьются на Украине, хотят такими деревьями усеять всю Россию.
Я говорю детям: представьте, вы в автобусе. Рядом с вами – двое азербайджанцев (дагестанцев, армян…) говорят на своем языке. Ну и что? А теперь представьте, что в автобусе люди набрасываются на говорящих на другом языке и… разрывают им рты. Просто за то, что говорят «не по-нашему»! Это происходит на Украине! Это – нацизм. И с этим идет сейчас война.
Очень хочу позвать в школу современных героев. Которые не отступают перед врагом, не предают товарищей. Знают слова Долг и Честь. Имеют боевые награды. Эти ребята ведь ненамного старше наших школьников… Или пригласить в класс медсестру из Донецка, которая под бомбами спасала новорожденных при обстреле роддома…
У нас – умные дети. Они все поймут. Только не надо громких слов. Нужна откровенность и честность.