Дата публикации:
13 дек 2022 г.
Геопарк, расположенный на территории учебного городка Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) им. М. И. Платова, богат образцами разных видов минералов
2112
Фото/Видео: Ирина Хансиварова
Здесь можно увидеть обычный песчаник, глинистый сланец, известняк-ракушечник, даже зацементированную древнюю улитку «в разрезе», похожую на кольца спиленного дерева. Есть окаменевшее дерево. Много образцов, возникших в результате вулканических извержений.
В расположенном под открытым небом Геопарке установлены три колонны созданные по трем известным в геологии генетическим типам или классам пород: магматическим, метаморфическим и осадочным. Отсюда и название колонн: «Литология», «Геоморфизм» и «Магматизм», состоящих из специально собранных экземпляров пород в соответствии с так называемым петрографическим кодексом.
Колонна с образцами метаморфических пород. В ней есть кристаллические сланцы, силикатные составляющие кварца, слюды. То есть образцы горных пород, которые образовались или магматическим, вулканогенным путем под воздействием высоких температур, или осадочным – под давлением.
Колонна с образцами метаморфических пород. В ней есть кристаллические сланцы, силикатные составляющие кварца, слюды.
Завкафедрой прикладной геологии Георгий Владимирович Рябов приводит пример с песком.
Когда он перекрывается толщей других пород, то при высоких температуре и давлении перекристаллизовывается и превращается в песчаник.
Точно также глина, другие образцы пород, под давлением, воздействием высоких температур и времени, меняют свои изначальные свойства.
Идея создания Геопарка принадлежит выпускнику геолого-географического факультета НПИ 1976 года, доктору технических наук, члену Международного клуба ученых, Русского географического общества Вячеславу Токареву и доктору технических наук, профессору ЮРГПУ (НПИ) Ивану Бринку. Во время одной из встреч они пришли к идее создать на территории вуза маленький образовательный уголок вроде парка. Своей идеей поделились с ректором вуза Юрием Разореновым. Тот поддержал ученых. Пригласили для реализации проекта Георгия Рябова.
К созданию дизайн-проекта Геопарка подключились специалисты. Преподаватели вместе со студентами-второкурсниками ездили в геологические экспедиции, собирали для Геопарка образцы пород в регионах Северного Кавказа, Ставропольского края, часть образцов была взята из коллекции факультета.
Одна из трех колонн, содержащая образцы осадочных горных пород. В самом низу слева – окаменевший гигантский древний моллюск в разрезе.
Геологические образцы, собранные на разных территориях, отлично вписываются в ландшафт Геопарка. На одной из колонн расположен уникальный дизайн-объект «Древо знаний».
– Каждый объект оснащен специальным QR-кодом, – говорит студентка факультета геологии, горного и нефтегазового дела четверокурсница Дарья ТОКАРЕВА, одна из участников реализации проекта Геопарка.
Чтобы показать, как он работает, Дарья наводит камеру смартфона на QR-код и тут же получает доступ к лекционному материалу, включающему подробную информацию об объекте – его составе, свойствах, процессах возникновения и последующей трансформации.
В приложении за основу взята работа преподавателей, но, чтобы информация была доступна не только студентам, Дарья и Ашот, студент 4-го курса факультета геологии, горного и нефтегазового дела, стараются адаптировать ее, сделать понятной даже для школьников. Таким образом, открыв приложение, ребята смогут увидеть фото конкретного образца и прочитать его описание: название породы, когда и где ее нашли, как она возникла, какая у нее структура.
Для Дарьи и Ашота горный факультет тоже вначале был «неизведанной землей». Сейчас студентов, освоивших курс палеонтологии, где по остаткам животных и растений определяется возраст тех или иных пород, трудно удивить какими-либо из образцов. И все же, Ашот считает, что для него интересными остаются аммониты – класс древних головоногих моллюсков. Они жили 400 миллионов лет назад и вымерли вместе с динозаврами. Сегодня из аммонитов делают разные поделки, сувениры, бижутерию. Истории происхождения пород, где они применяются сегодня, любому школьнику будет интересны.
Как в сказке: окаменевшее дерево. Оно найдено студентами в 1998 году на песчаном карьере станицы Грушевской.
Георгий Владимирович говорит, что Геопарк призван выполнять образовательную, научную и профориентационную функцию. Он, как и его коллеги, заинтересован в том, чтобы привлечь на обучение в вуз выпускников школ. Одно дело студенты, которые обучаются в университете и им доступен весь необходимый для учебы материал и совсем другое – школьники. Тут нужна профориентационная работа с учащимися.
Преподавателям вуза есть о чем рассказать и что показать школьникам. На факультете три зала с образцами разных пород, есть огромный минералогический, палеонтологический музеи. Открыт Геопарк. Как профориентационный объект он очень важен. На кафедре совместно с управлением образования города строят планы проводить в Геопарке уроки географии. Благо рядом три школы. К уроку могут быть привлечены и преподаватели факультета. Георгий Владимирович считает, что, если из пятнадцати школьников два-три придут учиться в вуз, это будет уже хорошо.
У вуза большой проект – «Терра-политех», касающийся и других, помимо геологии, направлений подготовки, специальностей. В дальнейшем каждый факультет «политеха» создаст в университете свое пространство. В перспективе в вузе планируют создать Химпарк, Энергопарк включающий не только информацию о традиционных, но и возобновляемых источниках энергии. Геопарк – только начало этого большого проекта. Зато какое интересное.
В расположенном под открытым небом Геопарке установлены три колонны созданные по трем известным в геологии генетическим типам или классам пород: магматическим, метаморфическим и осадочным. Отсюда и название колонн: «Литология», «Геоморфизм» и «Магматизм», состоящих из специально собранных экземпляров пород в соответствии с так называемым петрографическим кодексом.
Колонна с образцами метаморфических пород. В ней есть кристаллические сланцы, силикатные составляющие кварца, слюды. То есть образцы горных пород, которые образовались или магматическим, вулканогенным путем под воздействием высоких температур, или осадочным – под давлением.
Колонна с образцами метаморфических пород. В ней есть кристаллические сланцы, силикатные составляющие кварца, слюды.
Завкафедрой прикладной геологии Георгий Владимирович Рябов приводит пример с песком.
Когда он перекрывается толщей других пород, то при высоких температуре и давлении перекристаллизовывается и превращается в песчаник.
Точно также глина, другие образцы пород, под давлением, воздействием высоких температур и времени, меняют свои изначальные свойства.
Идея создания Геопарка принадлежит выпускнику геолого-географического факультета НПИ 1976 года, доктору технических наук, члену Международного клуба ученых, Русского географического общества Вячеславу Токареву и доктору технических наук, профессору ЮРГПУ (НПИ) Ивану Бринку. Во время одной из встреч они пришли к идее создать на территории вуза маленький образовательный уголок вроде парка. Своей идеей поделились с ректором вуза Юрием Разореновым. Тот поддержал ученых. Пригласили для реализации проекта Георгия Рябова.
К созданию дизайн-проекта Геопарка подключились специалисты. Преподаватели вместе со студентами-второкурсниками ездили в геологические экспедиции, собирали для Геопарка образцы пород в регионах Северного Кавказа, Ставропольского края, часть образцов была взята из коллекции факультета.
Одна из трех колонн, содержащая образцы осадочных горных пород. В самом низу слева – окаменевший гигантский древний моллюск в разрезе.
Геологические образцы, собранные на разных территориях, отлично вписываются в ландшафт Геопарка. На одной из колонн расположен уникальный дизайн-объект «Древо знаний».
– Каждый объект оснащен специальным QR-кодом, – говорит студентка факультета геологии, горного и нефтегазового дела четверокурсница Дарья ТОКАРЕВА, одна из участников реализации проекта Геопарка.
Чтобы показать, как он работает, Дарья наводит камеру смартфона на QR-код и тут же получает доступ к лекционному материалу, включающему подробную информацию об объекте – его составе, свойствах, процессах возникновения и последующей трансформации.
В приложении за основу взята работа преподавателей, но, чтобы информация была доступна не только студентам, Дарья и Ашот, студент 4-го курса факультета геологии, горного и нефтегазового дела, стараются адаптировать ее, сделать понятной даже для школьников. Таким образом, открыв приложение, ребята смогут увидеть фото конкретного образца и прочитать его описание: название породы, когда и где ее нашли, как она возникла, какая у нее структура.
Для Дарьи и Ашота горный факультет тоже вначале был «неизведанной землей». Сейчас студентов, освоивших курс палеонтологии, где по остаткам животных и растений определяется возраст тех или иных пород, трудно удивить какими-либо из образцов. И все же, Ашот считает, что для него интересными остаются аммониты – класс древних головоногих моллюсков. Они жили 400 миллионов лет назад и вымерли вместе с динозаврами. Сегодня из аммонитов делают разные поделки, сувениры, бижутерию. Истории происхождения пород, где они применяются сегодня, любому школьнику будет интересны.
Как в сказке: окаменевшее дерево. Оно найдено студентами в 1998 году на песчаном карьере станицы Грушевской.
Георгий Владимирович говорит, что Геопарк призван выполнять образовательную, научную и профориентационную функцию. Он, как и его коллеги, заинтересован в том, чтобы привлечь на обучение в вуз выпускников школ. Одно дело студенты, которые обучаются в университете и им доступен весь необходимый для учебы материал и совсем другое – школьники. Тут нужна профориентационная работа с учащимися.
Преподавателям вуза есть о чем рассказать и что показать школьникам. На факультете три зала с образцами разных пород, есть огромный минералогический, палеонтологический музеи. Открыт Геопарк. Как профориентационный объект он очень важен. На кафедре совместно с управлением образования города строят планы проводить в Геопарке уроки географии. Благо рядом три школы. К уроку могут быть привлечены и преподаватели факультета. Георгий Владимирович считает, что, если из пятнадцати школьников два-три придут учиться в вуз, это будет уже хорошо.
У вуза большой проект – «Терра-политех», касающийся и других, помимо геологии, направлений подготовки, специальностей. В дальнейшем каждый факультет «политеха» создаст в университете свое пространство. В перспективе в вузе планируют создать Химпарк, Энергопарк включающий не только информацию о традиционных, но и возобновляемых источниках энергии. Геопарк – только начало этого большого проекта. Зато какое интересное.