Россия отметила пока ещё совсем юный праздник — День народного единства. Связан он с изгнанием из Москвы в 1612 году польских интервентов, что фактически означало восстановление Русского государства.

Праздник введён был, как видно, из-за дефицита патриотизма в современной России. Такого, который способен сплачивать, а не разобщать народы, её населяющие.

С новой старой датой неизбежно связан польский вопрос. Насколько он, а значит, и сама дата, своевременен, — единой точки зрения нет. Этот российский день, несомненно, является раздражителем для современных ультрарадикальных поляков, хотя открыто польское руководство об этом не говорит. В истории двух стран есть вопросы весьма болезненные. Претензий со стороны поляков довольно много. Как в отношениях между людьми, когда зачастую помнят только плохое. О том, что же Польша, благодаря Советскому Союзу, приобрела по итогам Второй мировой, не упоминается. Территориально она получила в свой состав немецкие области Силезию и Померанию с устьем Одера, хотя всё могло быть и по-другому.

Но сейчас речь не об этом.

4 ноября уже на телевизионном экране прошёл показ художественного фильма «Тарас Бульба», премьера которого состоялась в кинотеатрах весной этого года, к 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя. Почему, зачем именно 4 ноября?

Хронологически события в этом фильме должны происходить после Люблинской унии 1659 года, которая провозгласила объединение двух церквей — католической и православной, а также польско-литовско-украинское государство, в котором Украине отводилась роль сателлита. В этом фильме вновь присутствует для кого-то пресловутый польский вопрос. Но очищение от польской шляхты Москвы произошло в году 1612-м. То есть, проще говоря, фильм на другую тему. Тогда чем же руководствовались организаторы его показа именно в день 4 ноября?

Причина первая и самая простая. Ничего похожего о событиях Смутного времени российский кинематограф ещё не снял. Да и вряд ли снимет.

Причина вторая и более глубокая. Если говорить о каком-то патриотизме совокупном «российском», это некий самообман. Ещё маршал Баграмян, определяя боеготовность воинских частей для фронта, говорил, что часть боеспособна только тогда, когда не менее 50 процентов бойцов в ней — по национальности русские. «Да разве найдутся на земле такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» — восклицает гибнущий в огне Тарас Бульба.

Этот фильм поставил режиссёр Владимир Бортко, по национальности украинец и человек «украинскоговорящий». Никакого противоречия нет здесь. Современный Киев, кстати сказать, вне государственных учреждений говорит и общается на языке русском. Разве что вывески украинские, да и то не везде. И объявления диктора на железнодорожном вокзале дублируются по-русски, хотя русский язык из-за упорства нынешней власти на Украине государственного статуса не имеет. А в центре города рядом с Крещатиком по-прежнему высится величественный монумент во славу воссоединения украинского и русского народов в 1654 году.

Что значит «просвещённая Европа», показал Гоголь, а вместе с ним кинорежиссёр Бортко — потрясающе реалистичной сценой лютой казни казаков-запорожцев. И это та самая Европа, которая периодически едва ли не в полном своём составе совершала нашествие на русские земли. Под водительством Карла XII, Наполеона, Гитлера… Или — будем ещё ближе к теме — польского короля Сигизмунда с занятием Москвы в 1610 году.

Третья причина, по которой «Тарас Бульба» обоснованно был показан 4 ноября, — это возможный мотив участия в освобождении Москвы казаков. Новгородское ополчение насчитывало 4 тысячи человек, боевое товарищество донских казаков — 11 тысяч.

Русскую землю, Православную веру и казацкое Товарищество боготворит старый Тарас и отстаивают запорожские казаки. Их сознание, несмотря на феодальную и иную раздробленность, живёт в состоянии своеобразного синкретизма: вся русская земля мыслится в неразрывном единстве — от Холмщины (ныне территория Польши) и Закарпатья (Словакия, Украина) до Волги и Дона. Может быть, именно товарищества в нынешней Российской земле, для того чтобы преодолеть все невзгоды, сегодня и не хватает…

В заключение хочется несколько слов сказать о Гоголе и еще о Пушкине. Может быть, потому, что они продолжают жить и, например, совсем недавно памятник великому Пушкину был открыт в центре одной из европейских столиц — Белграде. Гоголь родился на земле Малороссии (то есть на Украине) двести лет назад и являлся младшим современником Пушкина. Примерно в то время, когда Александр Пушкин, выступая как журналист, писал свою статью «О ничтожестве литературы русской», в его журнале «Современник» готовились к печати произведения Гоголя. Чтобы отечественная «словесность» в исторически короткий срок выросла до значений величайшей в мире литературы (а истинно русского человека никто и ничто в обратном не убедит), необходим был, выражаясь языком 21-го века, этот тандем — Пушкина с Гоголем.

Свойство гениев (исключая, конечно, злых гениев) — приходить вовремя. После фильма «Тарас Бульба» в День народного единства 4 ноября ощущение таково, что Гоголь будто сошёл с небес поддержать Россию — в трудное время кризиса.