Не прошло и года, как «НВ» писало о строительстве, что ведется на подворье Ростовского кафедрального собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Тогда были опасения, что глубокий котлован, что был вырыт под строящийся магазин духовной литературы, может стать причиной обрушения колокольни. Сегодня, когда стройка в полном разгаре, редакция возвращается к теме.

Такой интерес не случаен ведь речь идет о работах, выполняемых на территории охранной зоны собора. Напомним: Ростовский кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построенный адкадемиком К.А. Тоном в XIX веке, является памятником архитектуры. Как, впрочем, и колокольня, воссозданная по чертежам знаменитого зодчего Кампиони. Около 20 лет назад специалисты и общественность Ростова настояли на том, чтобы охранная зона собора выходила делеко за его подворье, очертив «квадрат» в границах от проспекта Буденновского до переулка Газетного,  от Серафимовича ­ до Ульяновской. Сделано это с единственной целью: сохранить собор как доминанту по высоте над всеми остальными строениями этого района.

За прошедшие годы вопиющих нарушений в охранной зоне было два. Во­первых, незаконное строительство «дома Бояркина», который власти все собираются и никак не могут снести, как предписано решением суда. Второе  фактическое уничтожение дома купца Максимова — памятника архитектуры. Потому вполне понятен интерес к строительству на самом подворье, где все строения памятники, включая надворные флигели.

Авторы проекта нового строения  руководитель архитектурно­реставрационной мастерской института «Спецпроектреставрация» Юрий Солнышкин и его коллега, архитектор  Антонина Ольшанская. Взамен невзрачного здания, что в советские времена располагалось на этом месте, и где размещались многочисленные мастерские по ремонту велосипедов, примусов и прочего, архитекторы предложили другой вариант. «Его можно определить как современное прочтение русского византийского стиля. Такое строение гармонично вольется в ансамбль соборного подворья», пояснила Антонина Ольшанская. «И еще станет памятником архитектуры»,  пообещал Юрий Солнышкин.

Теперь он ежедневно посещает строительство на подворье так дотошный архитектор с неуступчивым характером осуществляет свой авторский надзор. В рабочей подсобке у него фактически второй кабинет. Огромный стол завален чертежами, выполненными ООО «Архитектурное бюро «АБМ», с правками красными чернилами, внесенными Солнышкиным, а в журнале авторского надзора многочисленные записи­ замечания о ходе работ.

«Опасения, что колокольня может превратиться во вторую Пизанскую башню, не оправдались. Проектируя фундамент нового здания, мы учли это. Железобетонные пояса по низу и верху подвала воспримут на себя возможные подвижки грунта и со стороны колокольни, и со стороны трамвайных путей на улице Станиславского, рассказал Юрий Николаевич. Так что за колокольню можно быть спокойным. Опасения вызывает другое: при проведении тендера на выполнение штукатурных работ предпочтение отдано самым дешевым исполнителям, у которых отсутствует необходимая квалификация. По проекту фасад должны украшать элементы декора, выполнить его могут только опытные специалисты. В противном случае, необходимого качества работ мы не добьемся. Это недопустимо ведь строящееся здание войдет в список архитектурных памятников Ростова».

В следующем году Ростовский кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы будет отмечать 150­летний юбилей. И, конечно, хотелось, чтобы к этой дате подворье собора со всеми строениями стало полноценным памятником архитектуры в едином классическом стиле, включая новое здание магазина духовной литературы. Думается, заказчику работ не к лицу мелочиться, экономя на квалифицированных мастерах. Памятники архитектуры живут столетия, а деньги, даже сэкономленные,  расходятся так быстро…