Театр, как известно, начинается с вешалки. Каждая газетная публикация, в свою очередь, — с заголовка. Как зачастую трудно придумать этот заголовок, знает каждый репортер.

По словам руководителя народного ансамбля казачьей песни «Любо» из Новочеркасского городского Дома культуры Юрия Хачатуряна, в начале набирающих силу окаянных девяностых найти название этому коллективу оказалось тоже делом непростым.

Судили-рядили долго. В конце концов солист Сергей Антипов предложил назвать новорожденный ансамбль возгласом старинного казачьего одобрения. Любо! На это, правда, решились не сразу. Выясняли еще, что же такое звонкое слово означало для предков, из каких корней выросло. Среди вариантов определили два основных смысловых значения. «Любить бога» и «люди бога». Против того и другого возражений ни у кого не нашлось, и название утвердили единогласно.

Шел 1992 год. «Костяк» нового творческого коллектива составили выпускники политехнического института — бывшие самодеятельные артисты студенческого казачьего ансамбля песни и пляски, которым руководил Юрий Хачатурян. Из-за экономических трудностей вуза ансамбль тогда прекратил свое существование, и педагог-хормейстер вынужден был покинуть НПИ. Случилось так, что в Новочеркасском ДК именно в то время бедствовал оставшийся без руководителя городской казачий хор.

В него и привел Хачатурян нескольких молодых своих соратников. С тех пор много воды утекло и в Дону-батюшке, и в местной речке Аксайке, на правом крутом берегу которой расположена столица донского казачества. «Любо» теперь обладает званием народного ансамбля казачьей песни. Победитель многочисленных фестивалей и конкурсов разного уровня вплоть до всероссийского. Из «старой гвардии» в его рядах и сегодня бывшие питомцы НПИ Дмитрий Девятов, Сергей Антипов, сотрудник Новочеркасской ГРЭС Галина Попова, военный музыкант Александр Львов.

Есть у ансамбля и свои «потери». Так, Олег Савинков перешел в другой народный коллектив, поет сегодня в ансамбле «Донцы», а солисток с еще «политехническим стажем» Любу Украинскую и Лену Грохотову приглядели однажды два терских казачьих атамана, да и «умыкнули» их к себе во Владикавказ, в одночасье сыграв там две свадьбы.

— Коллектив «Любо» судьба пробовала на прочность очень серьезно, и он все выдержал. Да еще из самодеятельного, несмотря ни на что, практически превратился в профессиональный, — считает директор ДК Ольга Ивановна Кузьминых. — Преданные, увлеченные люди, бессребреники, вписывающие своим творчеством все новые страницы в историю культуры нашего казачьего города, всего Дона.

На рассказ директора ДК об ансамбле, о жизни и деятельности вверенного ей культурного центра города, где одних только народных коллективов добрый десяток, может не хватить памяти даже современного весьма «продвинутого» цифрового репортерского диктофона. Дирижер по образованию, судя по всему, она тоже из тех самых преданных культуре и увлеченных своим главным делом жизни людей.

Дочь Героя Советского Союза — командира батальона истребителей танков, родившаяся в Новочеркасске, совершенно справедливо считает себя донской казачкой. Дон ведь испокон веков принимал в свою семью всех обладавших истинным казачьим духом. Таков и Юрий Хачатурян, по материнской линии имеющий самое непосредственное отношение к терским казакам станицы Слепцовской. Сегодня ни одно торжество, ни один праздник на новочеркасской земле не обходятся без участия возглавляемого им коллектива.

— В окрестных исконно казачьих станицах Кривянской, Бессергеневской, Грушевской, Заплавской, Яновской, Персиановской мы не только пополняем песенный репертуар, — объясняет хореограф, — но и глубже познаем всю богатейшую палитру этнической культуры донского казачества. А это — и походная кухня-кулинария, и традиционные донские промыслы, и уникальная полевая медицина конного войска…

В 2003 году вышел в свет историко-фольклорный сборник «Голос земли родной», составителем которого выступил художественный руководитель «Любо». В нем собраны песни Дона, Терека, Кубани, Урала. С тамошними казачьими вокалистами новочеркасцев связывают сейчас дружеские, почти родственные связи.

Встречаться, правда, доводится нечасто. Жизнь нынешних самодеятельных коллективов при всем желании процветающей не назовешь. «Любо», например, из-за финансовых проблем не имеет возможности участвовать даже в весенних традиционных праздниках на родине великого Михаила Шолохова.

— Нам бы свой транспорт какой, — мечтает Хачатурян. — Хоть «Газельку» не новую. Можно было бы существенно «крылья расправить».

За пределами страны ансамблю посчастливилось побывать лишь однажды. На исходе минувшего века «Любо» принял участие в международном фольклорном фестивале во Франции. Выступали на улицах, площадях и в концертных залах Марселя. Фестиваль проходил одновременно с чемпионатом мира по футболу. Удивительно, но многих фанатов тогда больше привлекли выступления казачьего ансамбля из России.

— Нас пригласили выступить в мэрии Марселя, расположенной в старинном дворце самого Наполеона, — вспоминает Юрий Хачатурян, — Ажиотаж был невероятный. Мы там показали, на что способны потомки победителей этого императора. Французские дамы просто визжали от восторга. Публика там вообще очень эмоциональная, приветливая. А вот наполеоновский дворец, откровенно говоря, нам не приглянулся. Атаманский в Новочеркасске куда интереснее и по архитектуре, и по внутреннему уюту.

Прощаясь, в шутку спрашиваю, добрались бы новочеркасские песенники до Марселя сегодня, будь в их распоряжении «Газелька».

— Конечно, мы бы запланировали такую поездку на перспективу, — совершенно серьезно отвечает их руководитель. — Но сначала побывали бы у наших российских друзей-коллег, у казаков Белоруссии, братского нам Запорожья…