Городские подземелья, где единственный источник света — лампа проходчика…

Ростовчанин Виктор ОМЕЛЬЧЕНКО больше десятка лет проработал в Ростовском управлении организации, которая называлась «Союзшахтстрой». Прозаическая работа подземного проходчика по прокладке канализационных коллекторов давала массу впечатлений ежедневно. Омельченко и сегодня отчетливо вспоминает, как выглядит

Ростов под землей…

Виктор пришел к нам, в редакцию, прочитав о молодых ростовских диггерах в октябрьском выпуске «АМА-ПРЕСС» («В поисках потерянной станции», 30 октября 2009 года). Ему хотелось сказать молодежи, как опасно на самом деле бродить по подземельям…

Виктор помнит, как однажды погибли в тоннеле его коллеги. Было это в конце 1980-х. Под землей, на том месте, где находятся железнодорожный и автовокзалы, работали проходчики. Они наткнулись на недавно проложенную канализационную трубу. Вечерами через нее шел большой сброс ядовитых веществ промышленными предприятиями города. «Хром, свинец — вся таблица Менделеева была там!» — утверждает Омельченко. Если атмосферное давление низкое, тяга обычно плохая. Велика опасность отравления… «Вокруг лампочки на каске был такой круглый желтый ореол, — рассказывает Омельченко. — Когда ореол становился совсем большим, это означало, что содержание ядовитых веществ в воздухе превышает норму, человек в этом случае может погибнуть»…

Поэтому под землей проходчики работали недолго — час-два. Однако трагедии избежать не удалось. Группа людей, наглотавшись ядовитых паров, погибла… Начальнику смены вынесли условный приговор. Роковое стечение обстоятельств, и людей нет…

Несмотря на опасность, Омельченко любил свою работу. Любил за редкую возможность находить редкие вещи, да и просто считал, что делает нужное дело. Раритетов под землей, оказывается, пруд пруди. Однажды бригада проходчиков нашла два зуба мамонта. Один зуб был черным, как антрацит, и блестел!.. Находку отдали научным сотрудникам. Те подтвердили принадлежность зубов. Находили и клыки мамонта. Где-то на пересечении Пушкинской с Кировским (но только под землей) обнаружили… лодку. Выдалбливать из-под земли ее было чрезвычайно тяжело. Лодка по виду тоже напоминала древнюю… Как она оказалась под землей, большая загадка.

Множество находок было в районе нового моста на Западном, откуда ведет дорога на Азов. Там обнаружили могильник. Говорят, что раньше на этом месте находилось городище.

Кроме находок древности, проходчики обнаруживали множество подземных ходов, оставленных предками. Так, из центра к Дону вели целые тоннели. Ширина их была такой, чтобы проехала телега. Омельченко говорит, что таким образом доставляли продукты и уголь к Дону…

Одна из легенд — подземный тоннель из Ростова в Батайск. Говорят, находился он у подножия Ростов-горы, примерно на месте нынешней заправки, в створе проспекта Стачки.

«У нас в организации работали ребята, которые пацанами лазили в этот тоннель, — рассказывает Виктор Омельченко. — Они проходили вглубь больше километра… В тоннеле чувствовалась вентиляция. Когда заходили вовнутрь, лампочки и свечки почему-то затухали…»

Если верить рассказам Омельченко, вполне возможно, что этот подземный тоннель сыграл решающую роль в ходе Великой Отечественной войны.

«Вот когда освобождали вокзал в Ростове, — рассуждает Виктор, — как наши могли так быстро незамеченными перебраться на правый берег Дона?» По версии Омельченко — под землей! С помощью подземного тоннеля советские войска пробрались к вокзалу…

«Интересная работа была все-таки, — вздыхает Омельченко. — Я бы и сейчас пошел в проходчики!».

Осталась у него мечта нереализованной. Ростовское управление организации «Союзшахтстрой», в которой работал Виктор, должно было заняться разработкой ростовского метро. Существовал даже журнал «Метростроевец». В нем публиковалась схема станций ростовского метрополитена. Кто помнит время, когда впервые в Ростове стали планировать метро, знает: существовало два проекта — новосибирский и ереванский. Проект новосибирцев был по стоимости дешевле, но в итоге для Ростова был выбран ереванский. Грянули неспокойные девяностые, и о метро забыли… И сегодня о метрополитене в Ростове заговорили вновь. Мечта воплотится в реальность?