— Мы хотели показать не только предметы из известных на Дону собраний, но и то, что никогда еще у нас не демонстрировалось, — сказали организаторы выставки «Коллекционеры и их неповторимые коллекции» в областном музее краеведения.

В прошлую пятницу мы рассказали об одном из таких необычных собраний — коллекции сувенирных наперстков. Немало удивятся посетители и, остановившись у витрины, за которой античные сосуды. Целехонькие! И такие свежие краски, как будто их только что нанесли.

В общем-то, так и есть: это не археологические находки, а копии античных сосудов из собрания Ивана Михайловича Некрасова, изготовленные по его заказу.

— Иван Михайлович, откуда такой интерес к античности? — спрашиваю Некрасова.

— Из детства.

И дальше о том, как волею судьбы на его жизненном пути (а семья тогда  жила на Урале) повстречался бывший зэк из политических. Образованный был человек. Любил рассказывать пятилетнему Ване мифы и легенды Древней Греции, а тот с удовольствием слушал о подвигах Геракла и прочих античных богатырей.

Детство кончилось, а увлеченность мифами и легендами Древней Греции переросла в интерес к античной культуре. Однажды в какой-то статье Некрасов прочел, что у древних греков было более 70 наименований сосудов различного назначения, и у него возникла мысль об их реконструкции.

Найти хороших мастеров, которые бы взялись за эту  работу, оказалось непросто. Бывало, что гончар жил в одном городе, а художник, который расписывал сосуд, в другом.

Иван Михайлович говорит, что все из представленных на выставке сосудов в точности повторяют форму и рисунок древнегреческих оригиналов, однако не все изготовлены по древним заветам. Но в Керчи нашел он и такого мастера, который сделал для коллекции чернолаковые сосуды по древним технологиям. Это — Леонид Васильевич Корсун, и сейчас ему уже за 70 лет.

Рассказ об античных сосудах — это рассказ о многих сферах античной жизни.

— Почему вон тот небольшой древнегреческий сосуд — без ножки? Ведь сосуды без ножки греки называли варварскими, — экзаменует Некрасов первых посетителей и, не услышав никакой версии, отвечает: это — сосуд для атлетов, в нем они хранили масло, которым натирали тело. К сосуду крепили петлю и носили его на руке.

— А почему у этого сосуда горлышко в форме трилистника?

— Для красоты.

— Не только. Это — сосуд для возлияний на симпозиумах, очень удобен был тем древним грекам, которые в согласии со своими традициями совершали их, лежа на правом боку. Когда у сосуда три «носика», не нужно лишних усилий, чтобы его поворачивать. Достаточно легкого наклона кисти, и напиток течет, куда ему и следует.

Неудивительно, что такую красивую, а также информационно емкую коллекцию охотно экспонировали в археологическом музее-заповеднике «Танаис». А после этой выставки в Ростове она отправится в Краснодар.