У Мартироса Сарьяна, народного художника СССР, было две родины: одна — родина его детства, другая — родина его предков. Первую половину жизни он прожил в России, в Нахичевани-на-Дону, Москве.
Мартирос Сергеевич о детстве вспоминал с любовью: «Маленький хуторочек, в котором жил мой отец со своей многочисленной семьей, находился в пятидесяти верстах
Вместе со старшим братом Серобом его отдали в русское Нахичеванское городское училище.
Больше всего Мартирос полюбил черчение и рисование, которое преподавал Андрей Иванович Бахмутский. Бахмутскому принадлежала лучшая живописная мастерская в городе. Маленький Сарьян получал только отличные отметки по его предметам. Учитель географии Мирошкин тоже любил Сарьяна за то, что он приносил в класс карты, которые раскрашивал акварельными красками.
Летние каникулы братья проводили на хуторе, помогая старшим в полевой работе. Работая, они громко распевали русские и украинские песни.
В эти годы он написал картины: «Садовник Петро», «Крестьянин Михаил», «Колодезь», серию рисунков природы, портреты матери и сестер
О милосердии, сострадании Мартирос узнал от отца не со слов: будучи, по существу, ограбленным своим старшим братом, дядей Мартироса, отец никогда не держал на него зла, всегда делился с нищими и обездоленными своим трудным крестьянским хлебом. Он был прекрасный плотник и никогда не брал платы с бедняков.
После смерти отца старший брат Ованес помог своим младшим братьям Серобу и Мартиросу продолжить учебу в Нахичеванском городском училище.
Окончив училище, в 15 лет Мартирос поступил на службу в контору по распространению газет и журналов. Приходилось таскать несколько раз в день с почты тяжелые пакеты с письмами, газетами. В свободное время он делал наброски с посетителей. По совету товарища брата, Амбарданова, студента Московского Лазаревского института, увидевшего в этих рисунках серьезное призвание, брат Ованес решил послать Мартироса в Москву учиться живописи.
В
В то время Сарьян много занимался педагогической деятельностью. Его избирали членом Высшего художественного Совета Донского края и Комитета по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. Его связывала большая дружба с Мариэттой Шагинян. В 1918 г. он оформил книгу ее стихов «Ориенталия». «От стихов этой молодой девушки веяло ароматом, как от букета цветов, и поэтому я решил украсить обложку «Ориенталии» именно цветами», вспоминал художник.
Сарьян вел класс живописи в художественной школе имени Врубеля она помещалась в здании, где ныне находится библиотека имени Пушкина. Это первая на Юге России советская художественная школа была примечательным явлением в культурной жизни Ростова. Одновременно с преподаванием Сарьян в 1919 году занимался созданием армянского краеведческого музея и стал его первым директором. Художник поставил вопрос об экспедиции по армянским селам с целью сбора материала для музея, и сам первым осуществил поездку в село Чалтырь, о котором писал: «Чалтырь в смысле сохранения особенных черт быта армянского крестьянина занимает первое место
Здесь очень многое сохранилось, и если окажутся небольшие средства, очень нетрудно будет иметь великолепные образцы, модели, начиная с жилого помещения с оригинальной обстановкой, домашней утварью, кончая типическими фигурами людей в своих нарядах».
С Ростовом связано у Сарьяна и начало его деятельности в области
Мартиросу Сергеевичу Сарьяну везло на друзей. Жизнь его была озарена светом дружбы со многими думающими, бескорыстно любящими свое дело и свою родину людьми. К числу таких людей принадлежал Александр Мясникян, наш замечательный земляк.
Они познакомились в 1907 году, когда Мясникян перевел на армянский язык очерк Сарьяна для газеты
В 1921-м Мясникян, секретарь ЦК Компартии Армении, пригласил Сарьяна в Армению для создания республиканских культурных учреждений. С этого времени постоянным местом жительства Сарьяна стала Советская Армения.
Но многое продолжало связывать его с Доном: родственники, знакомые, друзья, воспоминания. Он никогда не забывал родину своего детства, «прекрасную в своей пустынности и строгости» донскую степь, крытый камышом отчий дом у реки Самбек, бойкий город Нахичевань, где нередко русские и украинцы овладевали языком своих добрых соседей и вообще все перенимали друг у друга много полезного».
В 1936 году художник оформил спектакль Ростовского театра им. Горького «Тигран», поставленный по пьесе нахичеванского драматурга Федора Готьяна. В роли Тиграна выступал известный артист Николай Мордвинов, портрет которого тогда и написал Сарьян. Потом Сарьян приезжал в Ростов еще в 1952 и 1958 гг.
В 1958 году в Ростовском художественном училище его встреча с учащимися длилась более 3 часов В 1969 г. в Ростовском музее изобразительных искусств была организована выставка картин этого выдающегося художника.
Трудно переоценить роль Сарьяна в восстановлении
Но достаточно ли благодарны мы нашему знаменитому земляку? Неужели за 35 лет нельзя было продолжить дело Сарьяна и построить здание для музея
С. ХАЧИКЯН, краевед
Фото Владимира Мусаэльяна