С трудом верится, что известный в Ростове Байков курган, тщательно исследованный археологами и снесенный в прошлом году из-за банальной прокладки водопровода, — то самое историческое место северного Причерноморья, где несколько тысячелетий назад могли разворачиваться удивительные по накалу страстей драматические события.

Не они ли породили миф, который спустя века дал толчок воображению великого Гомера, описавшего Троянскую войну?

С трудом верится, что известный в Ростове Байков курган, тщательно исследованный археологами и снесенный в прошлом году из-за банальной прокладки водопровода, — то самое историческое место северного Причерноморья, где несколько тысячелетий назад могли разворачиваться удивительные по накалу страстей драматические события. Не они ли породили миф, который спустя века дал толчок воображению великого Гомера, описавшего Троянскую войну?

Именно этой точки зрения — достаточно спорной — придерживается ростовский краевед, член совета регионального отделения ВООПиК Андрей Ерохин:

— Байков курган — также как останки Ливенцовской и Каратаевской крепостей — возможно, были некогда свидетелями событий, описанных Гомером. Ведь Троянская война — не реальное событие, а всего лишь миф, рассказывающий о гибели прародителя, и был он известен в разных вариациях задолго до рождения Гомера. Корнями он уходит в далекое прошлое — это примерно IV-III тысячелетия до н.э.

Именно в бронзовом веке в наших степях зародились племена, которые окончательно сформировались после переселения на Балканский полуостров уже как древние греки. Но корни их находятся здесь, в северном Причерноморье. Мифы и легенды о великой войне, названной позже Троянской, и все путешествия героев на край земли были составными частями предания о первопредке.

Прототип Ахилла, погибшего по версии Гомера у Скейских ворот Трои от стрелы, попавшей ему в пятку, действительно был ранен (именно в пятку) в донских степях у кургана прародителя Ила. Об этом можно прочитать в «Илиаде», где главный герой с таким ранением зовется Диомедом. Но мало кто, кроме специалистов, обращает на это внимание.

А наиболее вероятным прототипом Трои, если разобраться, может быть крепость, известная сегодня как Ливенцовско-Каратаевский фортификационный комплекс XVI века до н.э., что расположен на западной окраине Ростова. А единственным прототипом Илова кургана «Илиады», около которого был ранен Диомед, оказывается тогда Байков курган. Раскопки подтвердили, что в эпоху средней бронзы он уже достигал больших размеров и был заметной деталью степного пейзажа. Кстати, лингвисты убеждены, что название кургана «Илов» — неправильно понятое в гомеровские времена словосочетание «Вилия тумбос», что значит «высокий», а точнее — «крутой курган». Именно так и мог называться единственный заметный курган в окрестностях Ливенцовской и Каратаевской крепостей. Три тысячи лет назад он воспринимался древними греками как курган Диомеда. Выходит, что миф, описанный Гомером, уходит корнями в древние события, имевшие место именно в наших краях — на западной окраине Ростова.

Есть и еще одно интересное обстоятельство. Оказывается, прототипа знаменитого предводителя аргонавтов при рождении звали Диомедом. Миф о путешествии в Колхиду за золотым руном появился намного позже. Именно в этот период прозвище Диомеда «Ясон» стало восприниматься как самостоятельное имя. Античные писатели сохранили в своих рассказах описание более раннего путешествия: Диомед с «командой» (известной позднее как аргонавты) поднялись вверх по Дону, перетащили корабль в Волгу и спустились в Каспий, который считали заливом океана.

Можно предположить, что перед долгим путешествием греческие моряки под предводительством Диомеда-Ясона молились своим богам именно на Иловом кургане. Косвенным подтверждением этого можно считать следы каких-то ритуальных действий, что обнаружены в кургане археологами при раскопках вместо ожидаемых погребений скифского времени.

И не перст ли судьбы тот факт, что Ростов породнен не с каким-то иным греческим городом, а именно с «официальной» родиной Ясона — Илоком, который ныне называется Волосом? Кстати, современный Волос почти не сохранил памятников бронзовой эпохи…

Еще до прошлого года земляки Ясона могли поминать своего прародителя-героя у Байкова кургана. С его сносом «троянский комплекс» на Дону потерял ровно половину. А большая часть территорий Ливенцовской и Каратаевской крепостей занята сегодны дачными участками, нефте- и газопроводами, и разглядеть тут следы былых великих событий практически невозможно…

Именно поэтому мы и предлагаем восстановить курган в качестве детали исторического ландшафта. Это освященное тысячелетними традициями место как нельзя больше подходит для создания Кургана памяти, в котором по предложению ростовского регионального отделения ВООПиК можно перезахоранивать артефакты раскопок — костные останки, которые из-за их великого множества просто невозможно хранить в запасниках музеев.

Версия, предложенная краеведом А. Ерохиным, выглядит достаточно спорной. Однако идея восстановления Байкова кургана в Ростове заслуживает внимания. И если мы всерьез рассматриваем возможность превратить исторические достопримечательности Дона в туристическую «Серебряную подкову», то такой объект, как восстановленный курган, лишним не будет.