«Снова, как в старину, сошлись славянские и половецкие рати» или «В степи раздавалась удары клинков»… Обычно с таких фраз начинались материалы журналистов о фестивале «Каяльские чтения», который проходит в середине мая в хуторе Погорелове около Белой Калитвы.

В этот раз восхищений реконструкцией воспетого в «Слове о полку Игореве» сражения не было. На девятых международных «Каяльских чтениях» случился скандал: уже после вступительного слова, объявляющего тысячам зрителей о начале схватки, воины отказались от боя.

Несмотря на постоянно срывающийся дождь, зрители терпеливо стояли на берегу реки Каяла в ожидании половцев. Пауза затягивалась, дождь усиливался. Пять минут, десять, полчаса… Когда со сцены позади зрителей начали раньше оговоренного в программке времени выступать творческие коллективы, а со стоящей на другом берегу Каялы крепости сняли оцепление милиционеров, всем все стало ясно.

… Воины, все еще сидящие в доспехах в крепости, хотели боя. Только не между собой, а с организаторами фестиваля.

— Мы не будем выступать, пока нам не заплатят, — в который раз объясняли журналистам реконструкторы. — Как только деньги будут, начнем битву хоть в ливень.

Как выяснилось, участники запланированного сражения требовали не гонорар за свое выступление, а лишь вернуть обещанные деньги за билеты.

— Нам обещали выплатить деньги по приезде. Второй день ждем. Фестиваль окончится, и все, никого не найдем, — уже обреченно говорит Владимир Глазко, приехавший в хутор Погорелов из Харькова. — А многие и вовсе заняли денег на дорогу и приехали сюда с пустыми карманами. С ними что делать?

Рядом с бастующими воинами находился и представитель организаторов — отвечающий за проведение сражения Андрей Харитонов, руководитель тацинского клуба «Воин». По словам Андрея Васильевича, изначально планировалось более 200 человек со всего СНГ. Но за три недели до фестиваля выяснилось, что предоплаты проезда не будет, и многие не смогли арендовать автобусы, чтобы доехать сюда. Не приехали видные военно-исторические клубы Украины, не смогли добраться общественным транспортом ремесленники со своим оборудованием — планировали приехать кузнецы, гончары, которые своими руками делают точные копии предметов старины. В итоге в Погорелове оказались всего  80 реконструкторов из Брянска, Рязани, Старого Оскола, Санкт-Петербурга, десяток человек с Украины. Причем достаточно тяжелые доспехи привезли человек 20, остальные — лишь в исторических костюмах. В основном это молодые люди, студенты.

— Получилось так, что бюджет фестиваля вышел за рамки собранных денег. В этом году мы не получили федеральной поддержки, хотя это — международный проект, — пояснил ситуацию председатель оргкомитета фестиваля Василий Лукьянов, директор некоммерческого партнерства «Дирекция Молодежных Программ». — Это ведь общественная инициатива, да и не может местная администрация оплачивать проезд участникам из других регионов. Приходится искать деньги прямо на месте, занимаю по 10-15 тысяч у знакомых. Кроме реконструкторов, нужно еще оплатить работу техников, поваров, устроителей огненного шоу и полета тепловых шаров.

Всего реконструкторам на дорогу обещали 165 тысяч, но это была устная договоренность. Позже сами бойцы наскребли около 13 тысяч, чтобы отправить домой попавших уж в совсем безвыходное положение. Денег от организаторов они так и не дождались.

…К слову, «Каяльские чтения» — вовсе не фестиваль исторической реконструкции. Повод для мероприятия — сам литературный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», основное действие которого и проходило на реке Каяле. Сначала, еще будучи проектом комитета по молодежной политике, это было культурно-краеведческое событие, на базе которого проходили «круглые столы» с участием историков, краеведов и филологов. Теперь в хуторе Погорелов вовсю закладывается фундамент для «событийно-этнического центра «Игорево поле», который, по планам организаторов, должен стать крупнейшим на юге России международным культурным и туристическим центром. На фестивале открываются памятники воинам, самому «Слову», символы славянской дружбы разных стран…

Но люди потянулись в Погорелов лишь тогда, когда в рамках фестиваля впервые была объявлена реконструкция русско-половецкой битвы. В это же время «Каяльские чтения» стали набирать популярность, число зрителей со всей страны с каждым годом росло. А им не очень интересна социальная и культурологическая тематика. Большинство туристов приехали сюда именно ради «вещественной» истории: посмотреть на битву и одетых в средневековые костюмы и доспехи людей, походить между торговыми рядами с сувенирами, да и просто отдохнуть. Но если закладка камня будущей улицы Каяльская в хуторе и представление проекта памятника русско-белорусской дружбы в виде гусляра Вещего Бояна в этом году прошли успешно, то более привлекательные для простых зрителей реконструкция сражения и «городище 12-го века» — нет.

Окунуться в историю  мешали то огромный надувной батут и аттракцион паровозиков рядом с резными деревянными иконами и лавкой археолога. То выставка голубей, которая вытеснила с самого приметного места ремесленников с мечами, шлемами и  этническими украшениями ручной работы на задворки. Раскинувшаяся в самом центре набережной шашлычная с пластиковыми столами и стульями отодвинула на самый край площадки этническую кухню, где прямо на огне жарили лепешки и варили похлебку. А прогуливающиеся по площади ребята в исторических одеяниях выглядели скорее нелепо в облаке мыльных пузырей, пускаемых продавцами китайских игрушек.

— Почти все фестивали приносят очень хороший доход организаторам: собственные сувениры, плата с торговцев, аренда кемпинга (места под парковку и палатку — Л.М.). Но только если им удается создать особый колорит, — рассказал ремесленник Дмитрий Саккулин из Москвы, который регулярно торгует своей продукцией на  подобных мероприятиях в России и Европе. — Везде сначала обеспечивают популярность и окупаемость фестиваля, а уже потом развивают социальные и культурные проекты на его базе.здесь почему-то решили поступить наоборот.

По словам профессиональных участников исторических фестивалей, как ремесленников, так и бойцов, которые были в тот день в хуторе Погорелове, «Каяльские чтения» могут стать  Меккой для поклонников славянской культуры: «Слово о полку Игореве» знают во всем мире. Но акцент в этом случае нужно сделать не на памятниках и выставке голубей…

Реконструкция битвы славян и половцев все-таки состоялась. Только на следующий день и в соседнем Тацинском районе (в пятнадцати минутах езды на машине), где уже второй год проходит военно-исторический фестиваль «Слово о полку Игореве». Здесь собрался «костяк» реконструкторов, раньше приезжавших на «Каяльские чтения»,  в том числе и почти сотня  наших местных бойцов из ЮФО.

— Я проводил этот фестиваль в рамках «Каяльских чтений» с 2004 года, — рассказал организатор «Слова…» Александр Гордиенко, руководитель донского военно-исторического клуба им. Платова. — С прошлого года мы перебрались сюда, на реку Быструю. Сейчас здесь реконструкторы со всей России.

О причинах раскола руководители говорят неохотно. А вот рядовые бойцы уверены — дело именно в финансовом вопросе. Они с содроганием вспоминают «каяльский» период, на котором, по их мнению, они были «бесправными скоморохами на митинге-демонстрации кружков самодеятельности». Многие из них в прошлом также «попали» на обещания организаторов «Чтений» и теперь предпочитают приезжать на отдельный фестиваль, где зрителей пусть и поменьше, но возможности «отыграть» реальную реконструкцию сражения и быта дальних предков побольше. 

Заместитель директора департамента развития малого и среднего предпринимательства и туризма области Светлана Абдулазизова:

«Каяльские чтения» — крупное и известное за пределами области мероприятие. С 2008г. мы ежегодно включаем его в календарь туристических событий области. Проблемы организаторов фестиваля в менеджменте нам известны давно — отсутствие четкой концепции, системного подхода и нежелание привлекать опытных специалистов к организации мероприятия. Мы неоднократно обращали на это внимание организаторов, рекомендовали предложить бизнесу прозрачные и понятные для всех условия участия, а не делить на своих и чужих.

Кроме того, многое зависит от позиции администрации Белокалитвинского района. Ей стоит определиться с перечнем направлений поддержки фестиваля и запланировать на эти цели средства местного бюджета. Полномочия на это у районной администрации есть.

В 2010г. департаментом предпринимательства области с НП «Дирекция молодежных программ» был заключен контракт на организацию реконструкции сражения и гала-концерта. Условия взаимодействия с участниками — будут ли это гонорары или оплата проезда —  в контракте не обговаривались, был «заказ на зрелищную часть фестиваля». Финансирование контракта на уровне прошлого года — около 400 тысяч рублей. Выполненные работы мы готовы были оплатить до конца мая. Наш заказ подрядчиком выполнен не был. Сейчас мы готовим претензию в адрес  НП «Дирекция молодежных программ».