Перед самой премьерой оперы «Князь Игорь» в Ростовском музыкальном появились интригующие слухи. Один о том, что будет суперзрелище, на которое затрачены суперсредства. Другой о финале: таком неожиданном, что даже и не представить, и не угадать.
Идею оригинальной версии «Князя Игоря» воплотил на ростовской сцене уже известный ростовчанам творческий тандем: режиссер Юрий Александров
Зрелище, действительно, получилось масштабное, но, как заверяют в театре: деньги в него вложены не баснословные. В сравнении, к примеру,
Так что тут «Браво!» нашим бутафорам,
Я знаю любителей оперы, убежденных в том, что ее следует слушать с закрытыми глазами. Но большинство иного мнения, и для них Юрий Александров придумал еще множество эпизодов, которые придают основному действию и характерам персонажей новые оттенки.
И вся эта концентрация образов не просто так, чтобы занять внимание современного зрителя, жаждущего бесконечных впечатлений. Все это вспомнится потом: богомолка с ее узелком («Все, что могу»), во время потчевания Кончаком пленника князя Игоря богатыми яствами, волхв, когда Ярославна получит весть о поражении княжеской дружины. Всюду контраст, симметрия, взаимосвязи.
И так, то радуя удачными находками, то заставляя недоумевать (поскольку есть и спорное, и странное), действие двигалось к своему загадочному финалу.
Что же это за сюрприз, каким будут возвращение Игоря в Путивль и радость народная? может, появится князь верхом на настоящем, не бутафорском коне? Но лошади по сцене Ростовского музыкального проходили не раз. Лошадьми уже зрителей не удивить. Разве что их количеством?..
Нет, никто, кажется, из нас, журналистов, приглашенных на предпремьерный показ, не угадал. Хотя подсказка была: занавес с печальным ликом Богоматери.
И вот что о финале теперь уже можно прочесть и в программке: « Пасмурным ранним утром в Путивле на городской стене горько плачет Ярославна. Она обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. Внезапно в оборванном страннике Ярославна узнает своего мужа, постаревшего и обезумевшего
Эпилог И собрались они там, где все равны »
А предыдущая картина завершается кличем Кончака: «На Русь! На Русь!». Несимметричный
А был Руслану брат
На
Есть ли шанс, что тогда он был бы созвучен ростовской версии? Думаю, один из тысячи.
Интересно, что первоначально Бородин задумывал завершить свою оперу женитьбой сына княжича Владимира на дочери половецкого хана Кончака. Передумал. Мелковато.
Потом написал славицу князю Игорю, тоже передумал и передвинул в пролог. Но не для того, чтобы, как у Александрова, начать за здравие, а кончить за упокой, а чтобы в эпилоге прозвучало второе более мощное «Славься!». То есть вполне в согласии со «Словом о полку Игореве», по мотивам которого Бородин и писал свою оперу: «О князь могучий!// Ты похвал, величия достоин» (это так даже река Донец приветствовала бежавшего из плена и готового идти в новый военный поход Игоря).
Кстати, а был ли достоин похвал и величия реальный Игорь князь
Ряд историков, в том числе наш, ростовский исследователь Сергей Гуркин, считает, что автор «Слова» был не объективен и приукрасил эту далеко неоднозначную фигуру. Есть версия, что, едва став князем, Игорь заключил союз с половецкими ханами Кончаком и Кобяком и вместе с ними ходил походом и на половцев, и на русских. А потом едва ли из патриотических соображений совершил набег на территорию, которую «контролировал» Кончак, и оказался у него в плену.
Эпизод женитьбы его сына княжича Владимира на Кончаковне тоже из летописей. Два года спустя молодая семья Владимир Игоревич, Кончаковна и их первенец приехала к князю Игорю, и он устроил им свадьбу по русскому обычаю.
Дети Игоря не раз участвовали в кровавых междоусобицах, а внук Игоря и Кончака Изяслав Владимирович, по некоторым свидетельствам, не добившись русского княжества, на которое претендовал, ушел в степь и провел жизнь среди своих половецких родственников.
Юрий Александров говорит, что его совершенно не интересовали личные отношения князя Игоря и Кончака, и от традиционного «урапатриотического» финала он отказался, потому что время нынче другое. Его ассоциативная цепочка: поход Игоря на половцев ввод советских войск в Афганистан Чечня. Его волнует тема ответственности лидеров за свои поступки. Оттого спектакль так и завершается. поход Игоря даже в «Слове» расценивается как действие преждевременное, чреватое последствиями. Но настрой, пафос все другое.
Трудно сказать, как рассуждал Бородин и какого бы «Князя Игоря» сочинил, будь он нашим современником. Тот Бородин очень хотел сделать «Князя Игоря» братом «Руслана» энергичной и оптимистической оперы Глинки «Руслан и Людмила» о доблестном русском богатыре.
Жаль, что нет новых Бородиных, и режиссерам остается перекраивать классические шедевры. Или не ищут?