Вот с чем обычно человек на Западе связывает достижения России, — напомнил на пресс-конференции в конгресс-отеле «Дон-PLAZA» выдающийся танцовщик и известный режиссер Андрис Лиепа.

В донскую столицу он приехал, чтобы представить намеченный на 21 июня гала-концерт звезд русского балета, посвященный артисту, про которого британская пресса когда-то писала: «Его мозг танцует, а тело думает», называла «Лоренсом Оливье в балете», а драматического актера Оливье британцы считают своей национальной гордостью.

Этот артист — отец Андриса Марис Лиепа.

Что связано с донской столицей?

Не успел Андрис Лиепа появиться в холле «Дон-PLAZA», как журналисты стали его расспрашивать:

— Впервые ли вы в Ростове? Что связано у вас с этим городом?

Хотя Андрис Лиепа здесь впервые (был когда-то проездом, видел только вокзал — вокзал понравился), этот город все же возникал порой в его разговорах. Ведь он помогал ставить Шуфутинскому программу, где было про Дон, наш край. А еще в Ростовском музыкальном театре теперь работает его друг, партнер по сцене Большого театра Алексей Фадеечев. Так что Андрис в курсе достижений ростовского балета, предстоящих премьер.

Он рассчитывает, что сотрудничество благотворительного фонда им. Мариса Лиепы, который  возглавляет, с Ростовским музыкальным театром, где и состоится этот гала-концерт, — на долгие годы. И уже в этом году хотел бы показать здесь свой проект «Русские сезоны 21-го века» — восстановленные спектакли дягилевской балетной труппы, удивившие и поразившие 100 лет назад и Париж, и весь мир. Впрочем, благодаря проекту Лиепы Париж вновь рукоплескал этим спектаклям — уже нынешней весной.

Как прежде у нас, а ныне — в Китае

Добрым словом Андрис Лиепа помянул советский опыт трансляции балетных конкурсов и вообще внимание СМИ к балету.

— Раньше благодаря этому каждый житель нашей страны знал, кто такие Екатерина Максимова и Владимир Васильев, на слуху были и имена новых звезд — победителей престижных конкурсов.

Недавно я был в жюри балетного конкурса в Шанхае. Все, как когда-то в Советском Союзе: трансляция по главным телеканалам, отношение как к важнейшему событию в культурной жизни страны. На Западе тоже немало внимания уделяется балету. А у нас — перекос в сторону эстрады и спорта.

— Я люблю спорт, но когда я слышу, какие деньги туда вкладываются, а наши все равно не побеждают, я думаю: лучше было бы сделать 25 великолепных балетных спектаклей и возить их по стране.

Вообще, по свидетельству Лиепы, даже им — людям с известными именами — найти спонсоров и меценатов для своих проектов непросто. Не очень это модно — помогать искусству. Модно помогать спорту. Поэтому он так благодарен компаниям, которые помогают устроить этот гала-концерт в Ростове: «DON PLAZA», «DON MOTORS», «РОСТРА» и другим.

— Это — ошибочное мнение, что высокое искусство интересует каких-то особенных зрителей, — сказал Лиепа. — Я много езжу по стране и вижу, как меняются гастрольные афиши. Раньше кругом — одна эстрада. Теперь — и серьезные драматические спектакли находят своих зрителей, и симфонические оркестры гастролируют.

Из своей практики привел такой случай. Устроил он в Москве гастроли  известной европейской балетной труппы и на утреннюю генеральную репетицию позвал детей из нескольких детских домов и интернатов. Думал: поймут? Не поймут? А дети принимали артистов искреннее и теплее, чем публика на вечернем спектакле.

— Жаль, — заключил этот эпизод Лиепа, — что многие бизнесмены, которые шефствуют над детскими домами и задаривают их ненужными подарками, не догадываются, что пусть не для всех, но для кого-то из ребят лучшим подарком может стать билет на балетный спектакль.

Марис — Андрис — Николай

— У балетных есть термин «из ног в ноги». Он означает, что в балете обучить по-настоящему можно только на собственном примере.

Все, что передал мне «из ног в ноги» отец, я передал Николаю Цискаридзе, Николай Цискаридзе передает это следующему поколению — молодым звездам Большого и Мариинки. Они тоже будут участвовать в нашем концерте, — пообещал Лиепа.

Отец работал в разных направлениях, и программа составлена так, что есть в ней и классика, и современная хореография.

Лучшей ролью отца был Марк Красс из балета «Спартак» — мы включили эпизоды из «Спартака» в концерт.

Классика будет представлена танцами из «Спящей красавицы», «Щелкунчика» и других балетов.

Современная постановка «Цвета осени», где Илзе Лиепа в течение всего пяти минут предстанет и в женской, и в мужской ролях, впервые была показана на «Новой волне» — проекте, который связан с именами Игоря Крутого и Раймонда Паулса. А Марис Лиепа  учился с Паулсом в одном классе и даже сидел с ним за одной партой!

— А была у Мариса Лиепы роль, которую он мечтал, но не успел станцевать? — спросила я уже после пресс-конференции, когда к Андрису выстроилась целая очередь за автографом.

— Он мечтал станцевать партию Курбского в «Иване Грозном» и восстановить множество дягилевских постановок. Восстановил «Петрушку», «Жар-птицу», «Шехерезаду», «Видение Розы». Мне удалось продолжить эту работу. Сегодня «Русские сезоны 21-го века» — это уже 10 спектаклей.