«Тачанка» на южном въезде в донскую столицу, «Ростовчанка» на набережной, Пушкинские шары на Пушкинском бульваре… Часто их называют «визитной карточкой» не только их автора, скульптора Анатолия Скнарина, но и самой донской столицы. По крайней мере, яркими ее достопримечательностями.

В канун 70-летия Скнарина в областном музее изобразительных искусств открылась выставка его лучших работ: фото масштабных монументов, мелкая пластика, проекты памятников.

Есть здесь и макеты тех монументов, которые участвовали в конкурсах, но в итоге им предпочли другие. Это прежде всего памятники святому Димитрию Ростовскому и императрице Елизавете. Интересные, кстати, решения.

Скнарин рассказывал, что когда работал над монументом «Преемственность поколений», посвященном Ростовской стачке 1902 года, сделал 90 эскизов и никак не мог решить, какой лучше. Он выставил их все, и люди, чьему вкусу он доверял, выбрали тот, что и стоит сейчас на проспекте Стачки.

Но обнаженные тела героев смутили идеологов того времени. Монумент спасли преподаватели философского факультета Ростовского университета: разъяснили идеологам, что в данном случае обнаженная натура свидетельствует о раскрепощенности духа, восстающего против царизма.

Было время, о Скнарине говорили как о человеке трагической судьбы, имея в виду и интригу с исключением его из Союза художников, и с установкой памятника тому же Димитрию Ростовскому, период забвения… Прошли годы, и стало ясно: в судьбе скульптора Скнарина были драматические повороты, и все же судьба эта — счастливая. Ведь реализовать свои проекты, в том числе масштабные, так, как сделал это Скнарин, редко кому удается. А у него в одном только Ростове несколько монументов, реконструкция скульптур на здании Ростовской мэрии. А еще — конный памятник Платову в центре Новочеркасска, «Ромео и Джульетта» в Батайске, композиция «Дорогие мои старики» в Белой Калитве…

На открытии выставки давний поклонник творчества Скнарина, казак, президент группы компаний «АгроземИнвест» Петр Косов дарил посетителям календарики с еще одним его монументом — «Дона седого сынам, жизнь отдавшим за счастье Отчизны нашей».

— А где же его установили? — спросила я.

— Еще не установили, но обязательно установят в станице Старочеркасской, — ответил Косов. — И увидите: это очень скоро превратится в ее «визитную карточку».