— Она была необыкновенной — это могли бы сказать многие, кому довелось встречаться с заслуженной артисткой России, профессором Ростовской консерватории Сусанной Арабкерцевой.

Впрочем, нет: титулы и звания в разговоре о ней — ненужная подробность. Необыкновенной она была и без них, и до них. Может быть, всегда. Я думаю, именно такое настроение охватило всех, собравшихся в Донской публичной библиотеке на презентацию посвященной Арабкерцевой книги «Как музыка, ты вечна».

Презентация проходила в киноконцертном зале ДГПБ — том самом, где в течение десяти лет, до середины прошлой осени, Сусанна Арабкерцева ежемесячно принимала гостей в своем импровизированном музыкальном салоне.

Одно дело быть хозяйкой салона в собственном доме, другое — в общественном помещении, которое представляется в твое распоряжение на два-три часа. Но Сусанна старалась быть не ведущей программы, а именно хозяйкой. Гости (то есть все желающие: никаких билетов, абонементов) входили в зал, хозяйка была уже за роялем. Они уходили — она еще оставалась и провожала их музыкой. А еще держала в памяти множество важных для своих гостей дат — печальных и радостных — и в ходе вечера предлагала своему благородному собранию одних поздравить, другим — посочувствовать, и всегда ее слова сопровождала созвучная моменту музыка.

Не всем верилось, что Сусанна проводит эти вечера бесплатно. Помню, как одна дама говорила мне, что этого просто не может быть: деньги и время лишними не бывают. Если Сусанне не нужны лишние деньги, неужели ей не жаль хотя бы своего свободного времени?

Дух меркантильности настолько пропитал нашу жизнь, что в чудо бесплатных и бескорыстных музыкальных салонов действительно трудно поверить. Судьба благоволила Сусанне: у нее не было необходимости выбиваться из последних сил, чтобы заработать на средства к существованию. Она могла позволить себе эту роскошь — играть бесплатно. Дарила то, что самой было безмерно дорого. Играла в библиотеках, школах, вузах, научных учреждениях — всюду, где были такому подарку рады.

Подруга Арабкерцевой, музыковед Галина Тараева, рассказывала однажды, что Сусанна с молодости отличалась от большинства своих коллег. Обычно музыканты редко музицируют дома, в свое удовольствие. А из ее окон лилась самая разная музыка. Она обожала играть, она музыкой дышала, как и ее мама — инженер и очень хорошая, хотя и непрофессиональная пианистка — Маргарита Аркадьевна Арабкерцева.

Анатолий Цукер, музыковед, профессор консерватории, а также руководитель музыкального клуба «Рондо», говорил, что очень любил приглашать Сусанну на клубные программы.

Во-первых, с радостью откликалась, во-вторых, являла чудо:

— С ней не надо было договариваться о репертуаре, хотя обычно исполнители к каждому выступлению тщательно готовятся. Сусанна в любой момент могла сыграть, что требовалось.

Я всегда удивлялся: как она успела столько выучить?! Казалось, со всем этим она родилась.

Часто артисты, так поглощенные своим искусством, ничего вокруг словно и не замечают. Живут в каком-то своем мире, с презрением к быту. Это — не про Сусанну! Потрясающе вкусно готовила и любила угощать гостей. Это в ней тоже было от родителей. И от них же — некоторое смущение накануне домашних праздников и юбилеев: как бы своим приглашением не создать кому-то неудобство, не обременить обязательностью визита, заботой о подарке…

Соседка Сусанны — тележурналистка Евгения Апарина вспоминала, что для Арабкерцевой не было людей, не заслуживающих внимания. Она приветствовала дворника, уборщиц, продавцов в магазине, причем как профессионалов, которые выполняют очень важную и очень нужную работу.

Мне думается, свой труд, свое исполнительство и просветительство она ощущала как миссию. Подтверждение этой мысли я нашла в одной из бесед с ней, опубликованной в этой книге:

— Я верю, что своей культурой, своей «художественной религией» можно заражать. И нужно. Заражать, обращать, вовлекать. То, что я много играю в любой аудитории, кого-то удивляет. Но везде есть люди, готовые жить в непрагматическом мире. Они далеки от главных дорог, по которым ездят великие гастролеры с громкими именами. И сегодня, кстати — с дорогими билетами. А я — рядом. И мне эти люди нужны.

Спасибо друзьям Сусанны, ее мужу — Михаилу Самуиловичу Сосину, благодаря которым появилась эта книга. Ведь с ее страниц Сусанна по-прежнему вдохновляет и дарит надежду.

P.S. Книга «Как музыка, ты вечна», в которую вошли воспоминания о Сусанне Арабкерцевой, ее интервью разных лет, в том числе одно из последних, опубликованное в нашей газете, пополнила собрания многих библиотек Ростова и области.