— Она была необыкновенной — это могли бы сказать многие, кому довелось встречаться с заслуженной артисткой России, профессором Ростовской консерватории Сусанной Арабкерцевой.
Впрочем, нет: титулы и звания в разговоре о ней ненужная подробность. Необыкновенной она была и без них, и до них. Может быть, всегда. Я думаю, именно такое настроение охватило всех, собравшихся в Донской публичной библиотеке на презентацию посвященной Арабкерцевой книги «Как музыка, ты вечна».
Презентация проходила в киноконцертном зале ДГПБ том самом, где в течение десяти лет, до середины прошлой осени, Сусанна Арабкерцева ежемесячно принимала гостей в своем импровизированном музыкальном салоне.
Одно дело быть хозяйкой салона в собственном доме, другое в общественном помещении, которое представляется в твое распоряжение
Не всем верилось, что Сусанна проводит эти вечера бесплатно. Помню, как одна дама говорила мне, что этого просто не может быть: деньги и время лишними не бывают. Если Сусанне не нужны лишние деньги, неужели ей не жаль хотя бы своего свободного времени?
Дух меркантильности настолько пропитал нашу жизнь, что в чудо бесплатных и бескорыстных музыкальных салонов действительно трудно поверить. Судьба благоволила Сусанне: у нее не было необходимости выбиваться из последних сил, чтобы заработать на средства к существованию. Она могла позволить себе эту роскошь играть бесплатно. Дарила то, что самой было безмерно дорого. Играла в библиотеках, школах, вузах, научных учреждениях всюду, где были такому подарку рады.
Подруга Арабкерцевой, музыковед Галина Тараева, рассказывала однажды, что Сусанна с молодости отличалась от большинства своих коллег. Обычно музыканты редко музицируют дома, в свое удовольствие. А из ее окон лилась самая разная музыка. Она обожала играть, она музыкой дышала, как и ее мама инженер и очень хорошая, хотя и непрофессиональная пианистка Маргарита Аркадьевна Арабкерцева.
Анатолий Цукер, музыковед, профессор консерватории, а также руководитель музыкального клуба «Рондо», говорил, что очень любил приглашать Сусанну на клубные программы.
Во-первых,
С ней не надо было договариваться о репертуаре, хотя обычно исполнители к каждому выступлению тщательно готовятся. Сусанна в любой момент могла сыграть, что требовалось.
Я всегда удивлялся: как она успела столько выучить?! Казалось, со всем этим она родилась.
Часто артисты, так поглощенные своим искусством, ничего вокруг словно и не замечают. Живут
Соседка Сусанны тележурналистка Евгения Апарина вспоминала, что для Арабкерцевой не было людей, не заслуживающих внимания. Она приветствовала дворника, уборщиц, продавцов в магазине, причем как профессионалов, которые выполняют очень важную и очень нужную работу.
Мне думается, свой труд, свое исполнительство и просветительство она ощущала как миссию. Подтверждение этой мысли я нашла в одной из бесед с ней, опубликованной в этой книге:
Я верю, что своей культурой, своей «художественной религией» можно заражать. И нужно. Заражать, обращать, вовлекать. То, что я много играю в любой аудитории,
Спасибо друзьям Сусанны, ее мужу Михаилу Самуиловичу Сосину, благодаря которым появилась эта книга. Ведь с ее страниц Сусанна
P.S. Книга «Как музыка, ты вечна», в которую вошли воспоминания о Сусанне Арабкерцевой, ее интервью разных лет, в том числе одно из последних, опубликованное в нашей газете, пополнила собрания многих библиотек Ростова и области.