Купало, Купайлай, Купайлица, Купа — названий у этого праздника много. Изначально отмечавшийся как языческий день летнего солнцестояния, он как-то незаметно перемешался с христианскими именинами Иоанна Крестителя, чуть переместился в дате и так и остался в памяти славян: 7 июля, день Ивана Купалы.

В шестой раз славянские общины, живущие на Дону, отмечают этот праздник в парке Октября (Ростов-на-Дону, район Каменки). Русские, украинцы, белорусы, поляки собрались в этот день для общих гуляний.

— Под одним солнцем ходим, одни традиции имеем, — говорили представители общин в приветственном слове. — Этот праздник — один из самых веселых, его очень любят в России, шумно празднуют на Украине, считают одним из самых главных в Беларуси. Отметим вместе!

Грянули песни фольклорных ансамблей, приехавших на праздник из разных уголков Ростовской области. Некоторые пришедшие, услышав «классические» народные коллективы, ушли, так и не дождавшись самого интересного — посчитали, что весь праздник так и сведется к выступлениям песенных коллективов.

И зря. Даже «официальная часть» была достаточно насыщенна. Действо разделилось на три площадки — украинскую, русскую и белорусскую, на каждой из которой было что посмотреть, послушать и даже продегустировать. Особо быстрые с удовольствием пробовали украинские вареники и запивали чаем из русских самоваров.

«Народным» началом праздника можно считать обрядовое наряжение Купайлицы — выбранное дерево девушки украшали венками и лентами, прося о чем-то своем, девичьем. Считается, что в день Купалы все деревья общаются между собой и обладают особой силой. А парни в это время занимались своим любимым делом — на соседней площадке демонстрировались славянские единоборства.

Но вскоре всю власть в руки взял Купала: вальяжный и улыбчивый парень с солнцеворотом в руках начал созывать всех на главную площадку. Тут — хороводы, «ворота счастья» и прославления солнца-батюшки в исполнении фольклорного театра «Солнцеворот». Кстати, их песни разительно отличались от «современных народных», которые принято исполнять в кружках самодеятельности как по словам, так и по мотивам.

— Это обрядовые песни, — пояснила руководитель театра Лариса Стешакова. — Настоящие, собранные по крупицам в этнографических экспедициях по всей России. Их реконструировали по аудиозаписям, текстам и чуть осовременили, чтобы сделать более понятными для современной молодежи. Можете быть уверены, наши предки пели именно такие песни.

И где-то среди всего этого веселья хороводов и песен веселый Купала таки выловил в «ручейке» свою Купавушку: высокую и светловолосую девушку Людмилу. Под песни смущенную девушку начали наряжать в праздничное платье, надели на голову венок. Купавушка быстро вошла в роль и снисходительно смотрела, как на мечах парни сражаются в ее честь. Победил, конечно, «сват» Купалы — и главный хозяин праздника повел свою невесту к кострам, где и обручился под праздничные песни и восторги зрителей.

Настала кульминация — старейшины славянских общин зажигали костры. Одни — в знак прошлого, костер предков, который нужно «кормить» хлебом и вспоминать своих родителей-дедов. Другой — символ настоящего, он для тех, кто пришел сегодня на праздник. И третий — для грядущего, этот костер позволили зажечь детям. Когда костры хорошенько прогорят, настанет черед самого интересного и знаменитого действия Иванова дня — прыжков через огонь. А пока — солнечный хоровод, самый большой и крепкий.

— Чем больше будет круг, тем больше счастья захватим, — крикнул Купала и повел «змейкой» зрителей праздника сначала вокруг костров, а потом и к реке: пускать венки и, как оказалось, искупнуться перед «очищением огнем».

Сегодня на праздновании Купалы можно увидеть не только братьев-славян. Как родные, воспринимают эти гуляния и представители других этносов, живущих в Ростовской области.

— У нас тоже есть праздники солнца, — рассказал семнадцатилетний Саркис, только что прыгнувший через костер со своей подругой. — Дедушка рассказывал, что отмечают их примерно так же, только венки в реку не бросают. Почему бы и не отметить?

А другим просто интересно погрузиться в такую «языческую» атмосферу и весело провести время, без конкретной привязки к традициям. Кстати, при всей популярности праздника у восточных славян на Дону Купала … не отмечалась.

— Мы искали в литературе местные особенности этого праздника, но не нашли даже упоминаний о нем, — рассказала Ольга Литвиненко, замдиректора областного музея краеведения, что и организовал для ростовчан этот праздник. — У нас отмечать его стали уже в поздние времена. А сейчас это один из самых любимых праздников для всех.

Сотрудники музея скрупулезно выискивают в летописях мельчайшие детали празднования Купалы и стараются каждый раз удивить и повеселить зрителей. Хотя не все «элементы» можно воспроизвести в наши дни. Ведь в традициях «ночи на Купалу», кроме восхваления солнца-батюшки и любовной мистики, есть еще нечто вакхическое. В эту короткую ночь принято не спать, а гулять до утра и, если повезет, сразу же «реализовывать» хорошие предсказания.

— Такого, конечно, мы организовывать ни в коем случае не будем, — смеется Ольга Васильевна. — Сейчас это больше семейный праздник. Во время хороводов и в наши дни молодые люди приглядываются друг к другу и, бывает, вместе через костер прыгают познакомившиеся буквально пять минут назад пары. И если у них получается не разорвать руки — знак хороших и длительных отношений — кто знает: может быть, они действительно будут вместе. Тем более, что уже третий год 8 июля мы отмечаем день Петра и Февронии — праздник семейных ценностей. Хорошее совпадение, правда?

…А на празднике Купала так и не отпустил руку своей Купавушки. Знакомы они были до праздника или нет, но в волшебство купальской ночи они, похоже, поверили.