Молодые смотрели на него, как на пришельца с другой, диковинной планеты. Хотя в его облике не было ничего инопланетного, и рассказывал он о материях высоких, но вполне земных, разве что очень непохожих на происходящее ныне.
Фото/Видео: Марина Каминская
Этот свой монолог, прозвучавший в киноконцертном зале Донской публичной библиотеки на фестивале «Ростов: другая культура», Сергей Чупринин, известный российский литературный критик, главный редактор журнала «Знамя», член русского
Конечно, у каждой эпохи разные типы сыновей. И такой, как ученик, а потом студент Чупринин, был, наверно, один на сотню, а то и на тысячу. В самом деле: многие ли даже тогда так стремились к знаниям, что неслись после уроков в библиотеку, чтобы конспектировать Большую Советскую энциклопедию?
А тацинский старшеклассник Сергей Чупринин брал и конспектировал. Не все подряд: только то, что относилось к политике и литературе. Но это тоже немало.
Вскоре, правда, он отказался от этой грандиозной затеи. Но каков порыв! Какой замах!
Школьная юность Чупринина пришлась на начало
В прошлом году приезжал в наши края для встреч с читателями известный писатель и журналист, недавно перешагнувший
Рассказывают, что на встрече в Таганроге у Быкова спросили, как удается ему так быстро превращать события в стихи? Он попросил задать тему, назвать несколько ключевых слов. И стихотворение на заданную тему было готово в считанные минуты.
Быкову горячо аплодировали: сегодня это как фокус в цирке.
Стилем эпохи были стихи, вспоминал о 60-х годах ХХ века Сергей Чупринин. Написать сонет за 8 или тем более за 15 минут? Это умели все молодые люди гуманитарного склада со способностями к стихоложению. В этом не было никакого своеобразия.
Чтобы вступить в интимные отношения с девушкой, сначала требовалось читать ей стихи. Не только свои, но и других авторов. Других то есть тогдашних властителей дум в первую очередь. Свои не обязательно, но стихи должны были звучать. Иначе с девушкой не получалось.
Сейчас время от времени расспрашиваю студентов Литинститута и журфака МГУ, читают ли они девушкам стихи. Свои? Да, бывает. Но чужие?! Зачем?..
Другая эпоха, другие у нее сыновья.
Интересно, что на этот фестиваль Сергея Чупринина пригласили как «отца» ростовского самиздата. Ведь в 1968-м он стал главным редактором студенческого журнала «Одуванчик».
«Одуванчик» это не намек на уязвимую советскую экономику или физическое состояние членов Политбюро и дорогого Леонида Ильича (да тогда он еще был вполне энергичен и бодр). Просто независимый взгляд на художественное творчество. Сейчас таким студенческим журналом никого не удивишь. А тогда «Одуванчик» был поступком: студенты, никого не спросясь, издают свой журнал (в количестве 10 экземпляров). Было в этом
Поскольку вот уже много лет Сергей Чупринин главный редактор «Знамени», автобиография сына века не могла не коснуться судьбы российских «толстых» журналов.
«Толстые» журналы ушли из активного употребления, как правило читать девушкам стихи. Однако на интеллектуальном уровне «толстых» журналов и современной литературы никак не отражается тот факт, что они выходят малыми тиражами, констатировал Чупринин. Талантливые, умные авторы не перевелись, просто мы живем в стране, которая перестала быть литературной.
Для меня это личная трагедия. В юности я решил заниматься литературой, потому что она была одним из важнейших дел в стране. А я был честолюбивым мальчиком. Сейчас же интерес общества к этому занятию на уровне интереса к коллекционированию марок.
Однако, как показала эта встреча, в Ростове таких «коллекционеров» еще немало. Да и сам Чупринин другую профессию более модную и современную осваивать не стал.
Когда же его спросили, какого читателя, работая, видит перед собой, кому адресует свои размышления, ответил:
Такому мальчику, каким был я, когда учился в старших классах Тацинской средней школы номер два. Хочу быть ему понятным и интересным.